Техника поднятия самооценки. Способы повысить самооценку. Ценность личных качеств

Эту статью я адресую тем, кто ищет способы преодоления неуверенности в себе и тем, кто уже понял,что нет быстрых и простых способов решения этой проблемы.

Этот текст слишком длинный и написан прагматичным языком (как для поста в фейсбуке). Я пошел на это намеренно, т.к. статья носит практическую цель – расширить представление о проблеме неуверенности в себе и показать направления работы. Разумеется, это только мое виденье, исходящее из моего профессионального опыта.

Тема неуверенности в себе входит в ТОП-5 самых популярных запросов на терапию (по крайней мере, в моей практике). Проявления этой неуверенности у разных людей могут радикально отличаться. Поэтому сама по себе формулировка "неуверенность в себе" малоинформативна. Но, как бы не были разнообразны формы этой неуверенности, как правило, в проработке будут подниматься одни и те же темы.
Я выделил 8 тем, опираясь на свою практику и вкус:

1. Сепарация – Индивидуация
2. Непройденные инициации
3. Агрессивность
4. Сексуальность
5. Травматический опыт
6. Непрожитые потери
7. Незавершенные отношения
8. Экзистенциальные вопросы

А теперь подробнее о каждой из тем.

1. Сепарация – индивидуация*

(*здесь я использую термин "индивидуация" в значении, скорее, предложенном К.Юнгом, чем в значении М.Малер)

Это огромная, сложная тема. По сути, все описанные ниже темы, можно считать элементами процесса сепарации-индивидуации.

В самой формулировке "неуверенность в себе" заложен ключ к пониманию сути проблемы. Если Я не уверен в Себе, это значит, что Я не знаю наверняка:

  • Кто Я;
  • Какой Я;
  • Чего Я хочу;
  • Могу ли Я получить то, чего Я хочу.
Т.е. мы упираемся в вопросы, связанные с идентичностью. Неуверенность в себе говорит о неустойчивости в зоне идентичности.

Индивидуация – это процесс становления уникальной, зрелой личности. Процесс формирования идентичности. Важно, что индивидуация предполагает раскрытие уникального внутреннего потенциала человека, а не следование за внешними требованиями и образцами. Второй путь путь ведет к невротизации.
Но процесс индивидуации – это также и сепарация. Чтобы был построен мир уникальной личности, необходимо отделиться от значимых других. И наоборот, невозможно отделиться, не построив свой мир со своими надежными опорами и границами. Только в этом случае формируется подлинная уверенность в себе.
Что это за значимые другие, от которых необходимо отделиться? Конечно, прежде всего это фигуры отца и матери, а также другие люди и структуры, повлиявшие на формирование личности – родственники, учителя, социальные институты.

Но это не значит, что речь идет о явно выраженной социальной зависимости от них. Такое бывает. Но чаще речь идет о глубинной психической зависимости, которая часто не осознается. Большинство клиентов, страдающих неуверенностью в себе, взрослые самостоятельные люди. Многие из них являются владельцами успешных бизнесов, топ-менеджерами крупных компаний, высокими чиновниками и даже боевыми офицерами.

Но в ряде ситуаций они испытывают неуверенность в себе из-за непройденной сепарации. Образы значимых других людей довлеют в психике, блокируя возможность реализации актуальных потребностей. Такую ситуацию называют внутренним конфликтом. Это похоже на то, как-будто взрослый человек вдруг провалился в детское прошлое. Там он ощущает себя уязвимым и зависимым от значимых других. Прежде всего, от их оценки, суждений, реакций принятия или отвержения. Это и есть то состояние неуверенности в себе, на которое жалуются клиенты.


Очень упрощенно процесс сепарации-индивидуации можно назвать взрослением. Причем, индивидуация здесь является ключевым процессом. Индивидуация приводит к сепарации, а не наоборот. Сепарация без индивидуации будет приводить лишь к созданию новых зависимостей.

Например, зависимость от матери перейдет в зависимость от жены. Причем, жена будет наделена образом матери. Т.е., для успешной личностной трасформации у человека должен быть сильный мотив реализовать те желания, которые осуществимы только в случае прохождения сепарации.

Ниже я предлагаю список некоторых задач, которые необходимо решить для прохождения сепарации-индивидуации:

  • Восстановить способность осознавать свои чувства и желания (без этого не может быть речи о подлинной опоре на себя);
  • сформировать навык выражать свои чувства и заявлять о своих желаниях;
  • Осознать суть своих внутренних конфликтов (понять какие потребности блокируются и какими способами это происходит);
  • Осознать с какими фигурами (значимые люди, их образы, социальные системы) связаны эти внутренние конфликты, какие потребности блокируются в этих отношениях, какой экзистенциальный опыт оказывается не пройденным, пока эти конфликты не разрешены;
  • Разрешить эти конфликты (бывает, на это уходят годы); разрешение каждого из таких конфликтов будет означать создание очередной опоры в своей аутентичной личности, важным этапом индивидуации;
  • Исследовать границы своей идентичности – где заканчивается Я и начинаются Другие (в психическом пространстве, прежде всего); переформатировать эти границы;
  • обнаружить свои подлинные желания (крайне непростая задача) и найти формы реализации этих желаний, адекватные вашей реальности;
  • Сформировать свои ценности, которые будут исходить из ваших подлинных желаний, но будут гармонично согласованны с системой, в которой вы находитесь; наработать опыт отстаивания этих ценностей;
  • Стать независимым от образов значимых людей, интегрировав их, а не обесценив (это создание контрзависимости); т. е. быть автономным, но в то же время, признавая свои корни;
  • Освоить свою агрессивность и сексуальность (но об этом ниже);
  • Осмыслить свою роль в социальной системе и утвердиться в этой роли; освоить законы своих социальных систем и интегрироваться в них; построить свою систему отношений – свой мир;
  • Трансформация образа себя и коррекция мировоззрения.
Данный список можно еще продолжать и продолжать. Тем более,что индивидуация – это, по сути, бесконечный процесс. Но каждая новая стадия развития личности будет предполагать новые задачи, а значит, будут актуальными те или иные темы. Также глубина проработки этих тем может быть очень разной.

2. Непройденные инициации

Процесс индивидуации во многом происходит благодаря прохождению инициаций. Благодаря инициации индивид утверждается в новой роли, новом самоощущении и начинает по новому смотреть на мир, себя и свои отношения с миром.

Т.е. инициация трансформирует идентичность.

В процессе психотерапии часто всплывают истории, которые принято называть незавершенными ситуациями. Например, как спасовал в школьном конфликте или не выступил с докладом перед аудиторией (или выступил, но неудачно). Ситуация эта находится в давнем прошлом, но переживания, подобные тем, периодически возникают в нынешней жизни. И ситуации из теперешнего опыта, если хорошо приглядеться, очень похожи на ту ситуацию из прошлого.

Вот такая незавершенная ситуация, вероятнее всего, и есть непройденной инициацией. Тогда не хватило какого-то ресурса – внутренних опор или внешней поддержки. Инициация не состоялась, переход в новую роль не произошел, а в психике "завис" незавершенный гештальт – источник тревоги и беспокойства.
Что делать с непройденными инициациями? Выявлять и проходить. Конечно, прохождение инициации в актуальной ситуации по своей форме может очень отличаться от того, как это могло выглядеть в детстве. Поэтому, важно найти правильную форму.

Обычно, жизнь подбрасывает такие ситуации и выдумывать ничего не надо, достаточно заметить в своей жизни избегание этих ситуаций.

Возможно, также, что некоторые непройденные инициации важно переосмыслить и интегрировать опыт поражения. Интеграция опыта своих поражений также важная часть личностного развития.

3. Агрессия

Осваивание своей агрессивности – важнейшая задача личностного развития. Агрессия необходима для простраивания своих границ и захвата новой территории.

Агрессия необходима для сепарации. Агрессия необходима, чтобы чувствовать себя устойчивым в этом вечно конкурирующем мире. Если агрессия подавляется, человек становится тревожным и неуверенным в себе.

Человек, не имеющий внутреннего права на выражение своих агрессивных позывов, как воин, не имеющий права пользоваться своим оружием. Он будет очень неуверен, ощущая свою беспомощность и беззащитность.

О подростках говорят, что у них сложный возраст. Большинство подростков агрессивны, находятся в позиции протеста. Это необходимо для отделения от значимых взрослых и утверждения своей самостоятельности. Многие неуверенные в себе люди были хорошими и послушными подростками. Т.е. они не прошли стадию подросткового бунта. Для большинства неуверенных в себе людей характерна пассивная (скрытая) агрессивность.

Но агрессия необходима не только подросткам. Бунт – одна из важных фаз развития человека и общества. В развитии свободной личности время от времени возникает место для бунта. Только формы бунта в зависимости от стадии развития и роли человека могут быть очень разными.
Осваивание своей агрессии предполагает:

  • Развитие навыков осознавать свои агрессивные эмоции;
  • Развитие навыков осознавать причины своей агрессии;
  • Наработка права выражать агрессию;
  • Развитие навыков управления агрессией: поиск и развитие своих форм выражения агрессии (мягкая, жесткая, вербальная, силовая и пр.);
  • Развитие чувствительности к своим границам и границам других людей;
  • Развитие навыков отстаивания своих границ; умение говорить "нет";
  • Интеграция своей агрессивности в образ себя и свою сексуальность.
4. Сексуальность

Тема сексуальности – только в последнюю очередь является темой секса. Прежде всего, это тема идентичности.

Мы – существа сексуальные. Фрейд считал универсальной движущей силой либидо – энергию сексуального притяжения. Вильгельм Райх также соотносил универсальную силу с сексуальной энергией.

Либидо и Танатос – две универсальные силы, управляющие нами на самом глубинном уровне. Либидо – стремление к жизни. Танатос – стремление к смерти.

Чем больше подавляется энергия либидо, тем больше танатоса в жизни – в виде энергетических застоев, болезней, депрессий, неврозов и пр.

Или можно сказать иначе: либидо – это энергия любви, сила притяжения, а танатос – это энергия агрессии, разрушения. Тогда мы видим дуалистическую модель двух противоположных сил. Эмпедокл их называл любовь и ненависть, и они – базовые жизненные силы, которые находятся в постоянном динамическом взаимодействии. Они обе необходимы. Этот взгляд дает нам ключ к пониманию многих проблем сексуальности. Агрессивность и сексуальность прочно связаны. Заблокированная агрессивность приводит к проблемам в сфере сексуальности, вплоть до отсутствия желания. И наоборот, подавленная сексуальность приводит к нарушениям в зоне агрессивности. Вот почему темы агрессивности и сексуальности неотделимы.
В языке сексуальности нет слов "надо", "должен", "нельзя". Это сфера, которая понимает только "хочу" и "не хочу". Сексуальная часть нашей личности жаждет одного – удовольствия.

Поэтому реализация своих подлинных желаний – это всегда процесс сексуальный, эротический. Мы даже о работе говорим: "любимая работа" или "нелюбимая работа". Любовь – это энергия Эрота, либидо. Человек, страстно любящий свою работу, достигает в ней мастерства и грации. Он всегда сексуален в процессе своей деятельности. Какой бы ни была эта работа.

Образ сексуального человека мало связан с тем, каков он в постели. Герои кинофильмов воспринимаются нами сексуальными еще до того, как они покажутся в постельной сцене.

Особенностью сексуальности человека также является то, что она управляется культурными конструктами. Эти конструкты представлены в виде фантазий. Чтобы возникло возбуждене, необходима фантазия. Причем, у разных людей разные фантазии. Эти фантазии представляют собой образы, сюжеты и фетиши. Т.е. сексуальность человека реализуется по принципу игры.

Известный философ Йозеф Хэйзинга описал игру как основную деятельность человека. Свою книгу он назвал Homo Ludens – человек играющий. Так, человек сексуальный – это человек играющий. А играть с радостью и наслаждением можно только любимую роль в любимой игре. А это значит, что подлинный выбор любимой деятельности, женщины, социальной роли, увлечений, life style, внешнего вида исходит из сферы сексуальности. Т.е. сексуальность напрямую связана с идентичностью.

Чем больше раскрывается сексуальность, тем больше она интегрируется во всех сферах жизни, и тем больше в жизни радости, гармонии и удовольствия.

Исследование своей сексуальности – неотъемлемая часть самопознания.

Нередки случаи в моей практике, когда клиент жалующийся на неуверенность в себе, считал основой этой проблемы недостаток опыта агрессивного отстаивания своих границ. Такие клиенты – обычно и так не слабые люди – ходили на единоборства, экстремальные бойцовские тренинги, вступали в конфликты, но проблема оставалась. Однако со временем выяснялось, что в основе этой неуверенности лежит стыд, блокирующий сексуальное поведение. Как только таким клиентам удавалось включиться в игровое, спонтанное, сексуальное состояние, неуверенность тут же уходила. Т.е. такому клиенту полезнее заниматься танцами и сексуальными практиками, чем боевыми искусствами.

Сложность состоит в том, что сексуальные фантазии, связанные с подлинными желаниями, зачастую лежат за пределами личностных и социальных табу, они настолько противоречат текущей идентичности, что не могут быть не только реализованы, но даже осознанны. Вытесненные в бессознательное желания начинают жить в виде неврозов – страхов, фобий, неуверенности в себе, психосоматических расстройств и прочих личностных проблем.

Одна из задач терапии в таком случае – выявить механизмы, блокирующие сексуальность и игровое, спонтанное поведение.

В то же время, исследуя сексуальность, вы непременно столкнетесь с темой агрессивноси. Т.к. сексуальность и агрессивность очень взаимосвязаны. Также, работа с сексуальностью выведет на темы, описанные в разделе сепарация-индивидуация.

5. Травматический опыт

Травматический опыт, такой как насилие, сексуальное насилие – может стать причиной неуверенности в себе. Если это давний (детский) опыт, вероятно он повлиял на формирование личности и если этот опыт не прожит должным образом, он может давать о себе знать в виде личностных проблем. Если это так, травма должна быть объектом терапевтической проработки со специалистом, который умеет работать с травматическим опытом.

6. Непрожитые потери

Потери значимых близких людей (смерть близких, разводы), не прожитые должным образом также могут стать причиной неврозов и депрессий, и, как следствие, привести к неуверенности в себе.
Часто люди не осознают то, что потеря не прожита, а заморожена.

Ситуация может быть усугублена тем, что с уходом значимого близкого остались неразрешенными конфликты с ним.

Кроме того, если это был очень значимый близкий, идентичность человека и его экзистенциальная ситуация значительно изменились после его ухода. Теперь он испытывает ощущение пустоты, одиночества, бессмысленности.

Также потеря близкого способна поднять тему личной смертности, которая раньше не осмысливалась, находясь под защитными механизмами.

Непрожитые потери должны стать предметом терапевтической проработки.

Существенным жизненным потрясением также могут стать потери важной работы, социального статуса, состояния здоровья, юности, красоты и пр.

Также можно рассматривать как потери – важные нереализованные желания, которые в силу ряда причин уже никогда не будут осуществлены.

Все это также требует проработки.

7. Незавершенные отношения

В данном случае речь идет о тех отношениях, которые завершены фактически, но не завершены психически. Такие отношения тянут за собой шлейф эмоций – обида, ненависть, вина и пр. Такая ситуация может продолжаться годы. Если переживания неосознанны, они могут проявляться на невротическом уровне в виде тревоги и неуверенности в себе.

К тому же, незавершенные отношения являются непройденным опытом, а это значит, что неусвоенный опыт в тех или иных формах повторяется в настоящем. Это значит, что какая-то часть актуальной реальности недоступна для осознавания.

Что делать с незавершенными отношениями? Осознавать, проживать и завершать.

8. Экзистенциальные вопросы

Отношение к своей смертности, свобода, экзистенциальное одиночество, смысл жизни (или отсутствие смысла) – это вопросы, с которыми сталкивается любой человек на жизненном пути.

Невозможно глубоко понять себя, избегая эти пугающие темы. Зато избегание этих вопросов может привести к неврозу.

Безусловно, проработка экзистенциальных вопросов немыслима без работы со всеми перечисленными выше темами. Все темы очень взаимосвязаны.

Например, есть такое понятие, как экзистенциальная вина – это чувство вины перед собой за отказ от своей свободы и реализации своих подлинных желаний.

В таких случаях жизнь идет, часы тикают, а ничего не делается для самоосуществления. Момент смерти с каждым днем, часом, минутой все ближе, а по-прежнему ничего не делается. Тогда возникает экзистенциальная тревога, страх смерти, вплоть до фобий и панических атак. Т.е. это та тревога, которую не стоит лечить – это сигнал о том, что корабль плывет не в том направлении.

Обрести подлинную уверенность в себе – это значит пройти индивидуацию, стать аутентичной личностью. А это, в свою очередь, значит найти свое место в этом мире. И здесь не уйти от осмысления экзистенциальных данностей, которые являются неотъемлемыми частями этого мира.

Как видно, работа с неуверенностью в себе – это сложная комплексная и длительная работа.
Для того, чтобы заняться такой работой необходим очень сильный внутренний мотив – практически непреодолимое стремление достичь изменений.

Недаром, большинство людей приходят в психотерапию только в состоянии острого кризиса – когда жизнь становится уже непереносимой.

Но, при правильном отношении, эта работа превращается в увлекательный путь, который многократно окупается. Ведь, по сути, проработка уверенности в себе – это поиск и разворачивание себя настоящего. А что может быть увлекательнее самопознания?

Ян Макдермот (всемирно известный классик НЛП)

Самооценка - существенная вещь. Это нечто большее, чем уве­ренность в себе. Само слово «оценка» говорит нам о том, почему обозначаемое им понятие так важно: этимологически это слово происходит от латинского aestimare, что означает «возлагать цен­ность». [По-английски уважение - esteem, оценивать - estimate.]

Тот же корень имеет слово «оценивать». Таким образом, само­оценка есть в буквальном смысле та ценность, которую мы видим в себе.

Из чего состоит самооценка? Люди с высокой самооценкой об­ладают сильным чувством своего «я»; они нравятся себе; они спо­собны осознавать и контролировать свои внутренние состояния; наконец, они обладают четким ощущением смысла. Никто не по­лучает эти вещи при рождении от феи. Мы далее используем вы­ражение «ноу-хау» для того, чтобы акцентировать одну из основ­ных предпосылок НЛП: если кто-то может делать нечто, вы можете этому научиться. Именно об этом идет речь в данном разделе: мы показываем, что именно свойственно людям с высокой самооцен­кой, причем разделяем эти свойства на четкие и доступные эле­менты. Так что вы сможете непосредственно начать учиться обла­данию этими свойствами.

В совокупности четыре ключевых ноу-хау, которые мы здесь рассмотрим, позволяют любому человеку повысить свою само­оценку.

КАК УКРЕПИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО «Я»

Некоторые люди из тех, кто обращается за коучингом, говорят, что им не хватает уверенности в себе. Как мы уже говорили, само­оценка связана с тем, насколько мы ценим себя; что касается уверенности в себе, то она относится к действиям. Уверенность в себе означает, что мы доверяем себе. Это подразумевает некую про­блему или задачу, при решении которой мы себе доверяем. Мож­но сказать более конкретно: уверенность подразумевает некий род компетентности. Мы можем быть уверены в своей способности де­лать нечто, вести себя определенным образом в определенной си­туации, справиться с определенной задачей.

Наш опыт свидетельствует о том, что трудно иметь уверенность в себе, не имея достаточно высокой самооценки.

Джо - преподавательница, чьи способности быстро увидел за­ведующий ее кафедрой. Яркая, талантливая и трудолюбивая, она прекрасно ладила с детьми, ясно и интересно подавала учебный материал. В общем, ценное приобретение для кафед­ры. По прошествии года заведующий рекомендовал ее для по­вышения. Она получила некоторые новые обязанности вместе с небольшим повышением жалованья. Через несколько лет в соседней школе освободилась должность заведующего кафед­рой, и собственный заведующий Джо стал уговаривать ее по­дать документы на этот пост. Он сказал, что, разумеется, ему не хочется терять ее, но он полагает, что она заслуживает продви­жения в карьере и что она справится с этой работой. Но Джо была попросту шокирована его предложением. По ее мнению, она была недостаточно хороша для этого. Она всегда ухитря­лась найти причины для того, чтобы отклонить похвалу. Она говорила себе, что на самом деле ее не заслуживает, что лю­бой на ее месте справился бы не хуже, что в один прекрасный день найдется кто-то, кто поймет, что на самом деле она вовсе не столь замечательна... и т. д. и т. п. Так что Джо не стала пре­тендовать на вакантное место.

Есть много людей, подобных Джо, - с низкой самооценкой, не спо­собных сделать выводы из постоянно достигаемых хороших ре­зультатов и признания со стороны окружающих. Они как бы вооб­ще не «слышат» похвалу по-настоящему. Из-за этих ее качеств Джо недоставало уверенности, которая позволила бы ей претен­довать на повышение. Подобно ей, многие люди с низкой само­оценкой систематически снижают свои шансы достижений. Они могут годами и даже в течение всей жизни недооценивать себя, чувствовать себя недостойными.

Каковы мышление и поведение людей, обладающих адекват­ной самооценкой, то есть уважающих себя? Иначе говоря, мы ста­вим все тот же фундаментальный НЛП-вопрос: «Как они делают это?»

Лиз нравилось быть такой, какой она была. Она вполне хоро­шо успевала в школе, имела массу друзей и без особых усилий со своей стороны оказалась на вполне приятной первой своей работе в оживленном офисе. Ее фирма расширялась и готови­лась переместиться в большее помещение. Лиз помогала сво­ему менеджеру готовиться к переезду, при котором требо­вались довольно сложные мероприятия для того, чтобы за ко­роткое время переместить оборудование и мебель с минималь­ными неудобствами для клиентов. Лиз не считала чем-то осо­бенным то, что ее попросили помочь с этим, хотя ее начальник выбрал именно ее не случайно, а потому, что она действовала эффективно и спокойно даже в напряженных ситуациях. За два дня до переезда менеджер Лиз слег с кишечным вирусом. Региональный менеджер предложил Лиз контролировать пе­реезд, поскольку она была посвящена во все планы. Лиз пере­вела дыхание и согласилась: в конце концов, она знала почти все, что было сделано, а если ей по-настоящему понадобится, она сможет позвонить домой своему менеджеру.

Нельзя сказать, что просто у Лиз более легкий характер, чем у Джо. Лиз более комфортно чувствовала себя с самой собой, и это озна­чало, что если ей придется в последний момент взять на себя от­ветственность, то ей легче будет в этот момент довериться себе.

Обе женщины талантливы, но если Джо имеет низкую само­оценку, то Лиз верит в себя. А вы?

Вот некоторые вопросы, которые вы можете себе задать.

Могу ли я искренне принять комплимент, без того, чтобы сло­весно отклонить его, а также без внутреннего блокирования или корректирования?

Есть ли у меня опасения, что в один прекрасный день кто-нибудь выведет меня на чистую воду?

Могу ли я без колебаний назвать пять качеств, которые мне нра­вятся в себе?

Как я реагирую (внутренне и внешне), когда мне предлагают по­пытаться сделать что-то, чего я никогда не делал (а) прежде?

Что я говорю себе, когда собираюсь сделать что-то трудное или важное?

На что указывают ваши ответы? Что вы нравитесь себе, что вы хо­рошо думаете о себе? Или что вы не слишком счастливы быть тем человеком, которым являетесь, критически относитесь к себе и к своим способностям? Возможно, вы сочтете полезным записать свои ответы, чтобы позднее вам было с чем сравнивать.

Давайте вернемся к этим вопросам, чтобы с их помощью рас­смотреть некоторые методы НЛП, которые позволят приступить к изменениям.

продолжение следует…

и обретения уверенности в себе

Это факт, что заниженная самооценка вредна для человека, так как приводит к различным неприятным последствиям, и в этой публикации мы рассмотрим эффективные способы, позволяющие повысить самооценку. Статья будет интересна широкому кругу читателей, так как содержит мудрые советы, которые принесут пользу каждому человеку. Перечисленные ниже способы также помогут обрести уверенность в себе и сделать свою жизнь более позитивной и гармоничной.

Почему самооценка бывает занижена?

Потому что мы живем в эгоистическом обществе, где каждый, стремясь быть лучше другого (или, по крайней мере, выглядеть таким - в глазах других людей или же в своих собственных), склонен «опускать» других.

Человек понижает самооценку другого только потому, что у него самого она занижена - и он пытается компенсировать это путем подавления других, используя всевозможные доступные способы, прямые или косвенные. Люди с нормальной самооценкой не станут делать других «ниже» или «хуже»; они понимают, что все мы разные и каждый уникален по-своему, и у каждого свое место и роль в жизни. Идея «я лучше другого» - это признак раздутого и невежества, не более того.

Как правильно оценить себя?

Прежде чем мы рассмотрим, как повысить самооценку, следует сказать несколько слов о правильной самооценке в общем. Чтобы правильно себя оценить, нужно отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию здраво, подключив . А то бывает так, что человек, начитавшись «умных» статей о повышении самооценки с помощью различных способов самовнушения, начинает мнить себя чуть ли не Богом, что, естественно, со стороны выглядит в лучшем случае смешно, а в худшем - создает человеку еще больше проблем.

Оценивайте себя здраво. Не думайте, что самовнушением можно обмануть жизнь: хитрость может сработать, но, в конце концов, всё будет сбалансировано - каждый получит по заслугам. Неудачники - это те люди, которые в прошлой жизни оторвали себе жирный кусок пирога, но ведь оторвали они его из своего же будущего, поэтому теперь, когда будущее стало настоящим, остались ни с чем. В народе правильно говорят: на каждую хитрую гайку найдется хитрый болт.

Поэтому лучшим способом повышения самооценки, безотказным и надежным средством, является работа над собой: , совершенствуясь в той или иной деятельности и делая добрые дела, человек реально оценивает себя выше , чем когда говорит и делает всякие глупости, а потому и получает больше, по заслугам. Вывод простой: нужно быть хорошим человеком и творить больше добра, тогда проблем с самооценкой возникать не будет. Идея, что жизнь можно обмануть - совершенно бредовая, и от нее лучше отказаться сразу.

Методы, которые перечислены ниже - это крупицы мудрости, собранные в интернете.

Как повысить самооценку: 20 способов

1. Отказаться от любой деструктивной критики и самокритики. Деструктивная критика - это негативная оценка человека, действий или событий, что подразумевает попытку навязать миру свою точку зрения. Навязывание - это насилие, а жизнь не любит насилия, поэтому не тратьте свою энергию на то, что обернется против вас же. Если вы не можете без критики, измените ее с деструктивной на конструктивную, способствующую исправлению ситуации.

2. Отказаться от негативных мыслей, перестать терроризировать себя разрушительными установками. Мысли творят наше будущее - о чем думаем постоянно, то и притягиваем. Думаем о плохом - притягиваем плохое, думаем о хорошем - притягиваем хорошее. Подпитывайтесь и распространяйте его вокруг - это эффективный способ повысить самооценку.

3. Перестать винить себя и оправдываться. Если вы сделали что-то неправильно, и вас в этом обвиняют, просто признайте это, как факт. К чему лишние эмоции и оправдания? Да, виноват, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины и не ищите оправданий - это всё в прошлом. Будьте в настоящем и думайте о будущем творчески и позитивно - такой способ мышления наиболее оптимален для человека.

4. Больше общаться с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми , которые не пытаются на вас давить или делать «ниже». Выберите или перестройте свой круг общения, так как от этого напрямую зависит ваша самооценка и уверенность в себе. Говорят «С кем поведешься - от того и наберешься». На нашем сайте вы можете - просто для общения, или дружбы, а может и чего-то большего.

5. Заниматься любимой деятельностью, которая приносит настоящую радость или удовлетворение. Если это не про вашу работу, значит нужно найти хобби, которое будет давать вам ощущение, что жизнь проживается не зря. Делая то, что вам по-настоящему нравится делать, вы обретаете уверенность в себе и, возможно даже, смысл жизни, а это значительно поднимает самооценку. Вы можете пройти бесплатный тест на предназначение , чтобы понять, какая деятельность принесет вам успех и настоящее счастье, и начать заниматься ею. Когда человек знает свое предназначение и занимается любимым делом, он живет счастливо, задействуя свои способности и таланты, и у него просто не возникает проблем с самооценкой.

6. Быть терпеливым с самим собой. Меняя себя и внедряя в свою жизнь новую позитивную модель поведения, нам хочется немедленного вознаграждения за свои действия, но следует учитывать, что в материальном мире следствие отделено от причины каким-то количеством времени, и не всегда воздаяние приходит сразу.

7. Планировать свое будущее. Поставьте себе реальные (вполне достижимые) цели, распишите реальные шаги по их достижению и регулярно воплощайте их в жизнь - это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе. Не откладывайте на завтра и не позволяйте уму обдумывать больше, чем реально необходимо, так как уму свойственно думать много лишнего, сомневаться и находить оправдания, «почему бы этого не сделать». Если разум (а у женщин - интуиция) говорит «надо» и «лучше вот так», значит надо, и именно так.

8. Прекратить жалеть себя и других. Если мы жалеем, значит, соглашаемся, что человек не может справиться с проблемой, что жизнь несправедлива, и что в следующий раз жертвой могу стать я. Если можете помочь человеку - помогите, но не настраивайтесь на негативную волну сочувствия и жалости, потому что сделаете хуже и себе, и другим. Попытки получить жалость и сочувствие (вместо реальной помощи) - это проявление подсознательного желания, «чтобы другим было не лучше, чем мне».

9. С благодарностью принимать подарки судьбы. Очень часто люди думают, что слепая судьба посылает блага таким как я - недостойным. Судьба никогда не ошибается - просто существует задержка во времени, и мы не всегда можем отследить, за что нам пришло то или иное благо. Принимая подарки судьбы, продолжайте делать добрые дела, делитесь позитивом с другими, и вам по будет возвращаться все больше и больше добра. Такой способ взаимодействия с миром наиболее разумен.

10. Не быть самонадеянным : «один в поле не воин». Просить о помощи - это не признак слабости, а свидетельство мудрости. Слабый стесняется и проигрывает, а сильный, когда ощущает, что нуждается в опоре, просит о поддержке, потому что он сам никогда не отказывает в помощи, если это в его силах и не противоречит здравому смыслу. Мы можем решать задачи, которые жизнь ставит перед нами, но никто не говорит, что это нужно делать в одиночку. Наоборот, взаимодействие с окружающим нас миром - это залог успеха. Найдите свою опору - и вы станете во много раз сильнее, обретете уверенность в себе и научитесь доверять окружающему миру.

11. Любить свои недостатки и беды. Любые трудности и проблемы делают нас сильнее, если мы их преодолеваем, а не сопротивляемся. Сопротивление ситуации лишь усиливает ее, потому что мы не пытаемся принять её, а отталкиваем. Следовательно, решения нет, а скорректировать ситуацию можно, только приняв её. Справляйтесь с возникающими проблемами и ситуациями, это здорово повысит вашу самооценку.

12. Заботиться о своём теле , ведь это не одежда, которую вы можете сменить по желанию в любой момент. Содержите тело в чистоте, лечите и предупреждайте болезни. Больной человек всегда слабее здорового. Зачем создавать самому себе лишние трудности? Устраняйте как только их обнаруживаете, не откладывая на потом.

13. Доводить все дела до конца , так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути - тогда вам будет не в чем себя упрекнуть. Это замечательный способ постепенного повышения уверенности в себе.

14. Не зацикливаться на обладании. Любая принадлежащая вам вещь, может внезапно исчезнуть или сломаться. И чем она была дороже, тем тяжелее её потеря, и тем больше эта утрата вас ослабит. Также и люди, которых мы пытаемся себе присвоить, в любой момент могут от нас уйти, а зависимость остается. В конечном счете, а в нашем пользовании находится только временно, не забывайте об этом. Поэтому будьте за то, что у вас есть, но не привязывайтесь к этим временным вещам.

15. Перестать показывать свою значимость и делать вид, что вы лучше других. Если вы не соответствуете образу, который демонстрируете, окружающие будут ставить вас на место, и вы будете выглядеть смешно. Кроме того, таким поведением вы будете притягивать того, кто захочет помериться с вами тем, чем обычно меряются, и вы можете позорно проиграть, что никак не поспособствует повышению самооценки.

16. Преодолеть свои страхи. Страхи - это самый главный разрушитель вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще делать поступки, которые боялись делать, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов - это наилучший способ добиться .

17. Помогать людям, приносить пользу обществу и настраивать других на позитивную волну. Это придаст вам уверенности в себе; а когда вы поймете, что приносите людям пользу, уже не будете считать себя неудачником.

18. Действовать решительно и целенаправленно, не оглядываясь назад и не переживая о прошлых неудачах. Сконцентрируйтесь на цели и смело идите к ней; и когда вы её достигните, уже не будет необходимости поднимать самооценку.

19. Изучать мудрость, пытаясь проникнуть в самые важные тайны жизни («кто я?», «что я здесь делаю?», «как это все устроено?») и получить ответы на эти вопросы. По мере и духовного роста исчезают комплексы, неуверенность в себе и другие проблемы материального существования.

20. Любить себя сейчас и всегда. Вы - уникальный человек, с неповторимым набором качеств и способностей, вы - неотъемлемая часть жизни, у вас уникальная роль и место в жизни. Бог создал вас именно таким; если бы он хотел вас другого - сделал бы другим. Творец принимает вас именно таким, какой вы есть в каждый момент времени, поэтому нет смысла не принимать себя и не любить. Понимание этого сильно улучшает самооценку, не так ли? Поэтому никогда не ждите, что придет тот светлый миг, когда вы заслужите свою же собственную любовь, а то эта минута просто никогда не наступит.

Безусловно, есть и другие способы, позволяющие повысить самооценку и обрести уверенность в себе, и их тоже можно успешно применять в своей жизни. Материалы эзотерического сайта помогут вам в этом, например, статья и другие похожие материалы (ссылки на которые даны внизу страницы, под статьей).


Обсудить на форуме эзотерики :

Окружающий мир - это отражение того, что творится у нас в голове. Все страхи, комплексы, настроения, ожидания, зарождаясь у нас в подсознании, постепенно вылезают наружу и становятся реальностью. Наверное, вы не раз замечали, что все воспринимают настоящее по-разному и что это зависит не от объективности оценки и того, что же на самом деле происходит, а от настроя.

Помимо характера и темперамента существует ещё такая вещь как самооценка. Для того чтобы человек жил в удовольствие, самооценка должна быть «здоровой». Завышенная самооценка - проблема, но отнюдь не такая серьезная как заниженная.

Слишком низкая самооценка становится причиной многих психологических проблем , а потом и социальных, бытовых. Человеку с низкой самооценкой проблематично найти друзей, партнера, работу, он занят самоедством и самокопанием, пока его взгляд обращён вовнутрь, он пропускает массу интересного вокруг себя.

Причины низкой самооценки могут быть совершенно различными - это и психологическая травма, и проблемы в детстве и неправильное воспитание, и предательство близкого человека. Но гораздо больше пользы принесет не поиск причин и потакание своей неуверенности, а работа над собой по повышению самооценки.

Если вы чувствуете, что ваш случай очень серьезен, то, безусловно, лучше обратиться к специалисту. Но и дожидаясь даты визита к психологу или в случае, если вы решили действовать самостоятельно, можно начать делать простые вещи, которые помогут вам, настроят на нужный лад. Есть очень простые .

Первым делом перестаньте сравнивать себя с окружающими - неизвестными вам людьми, коллегами, друзьями. Сравнивать можно бесконечно, вам всегда удастся найти более удачливый объект, на фоне которого вы сможете с легкостью почувствовать себя ничтожеством. Сравнивая себя с энным количеством людей, вы приобретаете себе множество оппонентов, которые, благодаря вам же, всегда будут лучше вас.

Заниженная самооценка часто сопровождается повышенным вниманием к себе - неуверенному человеку постоянно кажется, что все только и делают, что смотрят, думают, обсуждают его. Это не так. Большинство людей предпочитают думать о себе (так же как и вы), а не о ком-то другом. Счастливцам удается переключить свое внимание на то, что их окружает - природу, архитектуру, прохожих, думать о своих делах и планах, а не только о недостаточно стройных ногах, пустом кошельке или отсутствии любимого человека в жизни. Вот с них и надо брать пример.

Для своих комплексов отведите минут 10 в день, наедине с собой, пожалейте себя. Но выходя утром из дома и в течение дня - не думайте о своих проблемах, не сравнивайте себя с окружающими. Отмечайте, что вам нравится в прохожих, смотрите по сторонам, обращайте внимание на детей, животных. Запомните, как вы себя представите - так о вас и будут думать. Скажите «нет» пустым мыслям и причитаниям. Что-то не нравится в себе? Ищите решение проблемы, а не упивайтесь своей несостоятельностью.

Любые мысли должны стать началом дела - похода в спортзал, покупки новой одежды, поиска работы. Критика в свой адрес должна быть только конструктивной. Совместно с этим вам следует составить список своих положительных качеств. Вот тут придется постараться, поскольку люди с низкой самооценкой склонны даже явные свои достоинства записывать в недостатки.

Спросите мнение близких вам людей, о том какие у вас есть хорошие качества, вспомните все случаи, когда вы были правы, вас хвалили, прислушайтесь к своему сердцу. Список должен состоять из различных качеств, черт характера и навыков. Если вы смелый, честный, добрый человек - запишите это. Вы получили права, умеете кататься на велосипеде, неплохо фотографируете или пишите стихи? Это ваши плюсы! Раз в день прочитывайте этот список, если получится - дополняйте его.

Третьей составляющей этого является написание аффирмаций - бумажек с утверждениями. На места, куда чаще всего обращается ваш взгляд - на зеркало, монитор, дверцу шкафа, дверь холодильника надо прикрепить карточки с жизнеутверждающими надписями. К примеру: «Я - работаю над собой и стремлюсь к успеху», «Я заслуживаю счастья и любви», «Я принимаю себя и люблю».

Правильный настрой (), прочтение списка своих достоинств и позитивное мышление в течение дня, обращенное извне, поможет вам начать формировать новое мнение о себе у вас самих и окружающих.


1) Часто мы не хотим принимать какие-то части своей личности, а потому наши сильные стороны мы знаем только со слабой стороны.
Выпишите те Ваши качества (слабости), с которыми вы пытаетесь совладать. Не торопитесь - возьмите на это время. А затем к каждому пункту - противоположности этих качеств.

Для этого есть простой способ: каждый пункт из списка противоположностей выписываете на отдельную бумажку. Затем небольшой ритуал - не торопясь рвите каждую бумажку, осознавая - что рвя ее - Вы отказываетесь иметь этот пункт в своей жизни.
Отследите - какие из бумажек рука не поднимется порвать.
P/S - постарайся быть честными с собой - оставьте нетронутыми только те бумажки, которые действительно будет тяжело порвать.

3) Отслеживайте ощущения Вашего тела при выполнении упражнения

4) Чуть теории: Мы много очень тратим энергии на созидание в себе того, что является социальнонавеянным (чужеродным на конкретном жизненном этапе для нашей личности, но при этом распространенном и культивируемом в окружающем нас социуме).
Мы уникальны своей неповторимой сочетаемостью сильных и слабых сторон нашей личности, причем - мое ничем пока не опровергнутое наблюдение - первое с чего начинается гармонизация человека и совладание с трудными жизненными ситуациями: с принятия себя. Если выразить одной фразой: "В наших слабостях - наша сила". Конец теории.

Следующая (предпоследняя) часть упражнения (по тому списку, на который РУКА НЕ ПОДНЯЛАСЬ

5) Описательный портрет той девушки, которая с уважением и любовью приняла эти свои потребности - противоположности, на которые рука не поднялась - и делает все, для того чтобы они удовлетворялись: описательный портрет делается от третьего лица (как бы глядя со стороны)

P/S. Я привожу женский вариант техники (используя вопросы по лексической форме адресованные к женщине, но все написанное верно и для мужчин)

1) Как зовут ее
2) Кем ей нравится работать; любит ли она работать одна, в коллективе, из дома, с начальником или без
3) Чем она любит заниматься в свободное время, как она его проводит
4) В каких местах ей нравится бывать
5) С людьми какого склада характера ей нравится общаться
6) Сколько времени она уделяет сну, отдыху
7) Каковы ее хобби, увлечения
8) В какую одежду ей нравится одеваться
9) Какие цвета она предпочитает
10) Какую обстановку и интерьер она любит
11) Как она любит выражать свои чувства и эмоции
12) Какие предпочитает способы обучения новому, чему она хочет учиться, чему она любит учиться
13) Какой ей нравится секс и какие мужчины
14) Как она относится к деньгам; сколько ей нужно денег, чтобы хорошо себя чувствовать
15) Что она предпочитает: стабильность или перемены
16) Любит ли она делать или получать подарки; предпочитает слушать или говорить комплименты
17) Какие занятия предпочитает: активные или пассивные; созерцательные или созидательные. Любит ли она комбинировать.
18) Какие косметические процедуры и процедуры для здоровья ей нравятся
19) Какую музыку она любит слушать, какие книги читать, какие фильмы смотреть
20) Чего она позволяет себе не делать
21) От чего она позволит и разрешит себе сбежать
22) Каким своим недостаткам она дает поблажку
23) Как она реагирует, когда ей предоставлено одиночество; как им воспользуется
24) Как она реагирует, когда ей предоставлена полная свобода; как ей воспользуется
25) Как она разрешает себе реагировать на несправедливость
26) Кому она разрешит себе не доверять, а к кому позволит себе испытывать доверие
27) Как она позволяет себе переносить боль, обиду, страх
28) Какие эмоции она себе разрешает
29) Чего она боится
30) Что для нее важнее всего в людях
31) Во что она верит
32) Что ее поддерживает и укрепляет
33) До скольких лет она хочет дожить
34) Что ее ждет после смерти
35) В чем для нее смысл жизни
36) Во что ей очень хочется поверить
37) Чего она попросила бы у Высших сил
38) Что она выбросила бы из своей жизни: каких людей, какие вещи, какие события
39) Что она хранила бы и берегла в своей жизни: каких людей, какие вещи, какие события
40) Какой персонаж (кино, книги) на нее вышеописанную похож больше всего

Хочется добавить, если при выполнении задания захочется погрустить, поплакать или пожалеть себя - это нормально. Можно смело себе это позволить и не испытывать при этом угрызений совести. Принимать свои эмоции и разрешать им быть - один из очень важных моментов здоровой психики. У Вас есть огромный потенциал, но он очень индивидуален и точно не будет похож на потенциал другого человека. И это касается всех.
Можете не торопиться - возьмите времени столько, сколько нужно

6) Итак: заключительная часть упражнения.

Называется она - послание самой себе:

У Вас есть описание той части Вас, от которой Вы не смогли отказаться - порвать. И это очень хорошо!!!

В тишине и покое найдите для себя возможность написать этой части себя письмо. Эмоции можно переживать любые, в том числе поплакать или наоборот испытать облегчение)))
Содержание может подчиняться порыву души, но приведу например:

Дорогая моя, /имя/! Спасибо тебе, что ты у меня есть и делаешь для меня такую важную работу, которая позволяет мне сохранять мою уникальность и неповторимость. Я разрешаю тебе иметь свои слабости и недостатки и в то же время ценю такие твои сильные стороны как перечисляешь то, что самое ценное есть в этой части Я очень хочу подружиться с тобой, для того чтобы позволить раскрыться всем твоим самым лучшим качествам. Я готова сотрудничать с тобой и принимать тебя во всем твоем многообразии и разрешаю себе и тебе быть несовершенными, совершать ошибки, учиться на них и получать от этого сотрудничества удовольствие и видеть в нем потенциал к развитию и самореализации. С любовью и уважением отношусь к тебе имя, так как ты помогла мне преодолеть многие жизненные ситуации. Нуждаюсь в тех ресурсах, которые сокрыты в тебе и прошу о сотрудничестве для улучшения качества моей жизни и сохранения моей уникальности.... далее в том же ключе Я верю, что ты будешь развиваться вместе со мной и придавать мне силу, будешь моим ангелом-хранителем, оберегающим и защищающим меня, поддерживающим меня в трудную минуту.

Очень важно подобрать искренние и резонирующие в Вас слова.

Для того, чтобы поблагодарить эту часть Вас, разрешить ей и себе быть самими собой, попросить ее о сотрудничестве, содействии и ресурсах. В ней скрыт доступ к самым мощным Вашим ресурсам, возможностям, к Вашей уникальности и идентичности. Создать с ней ситуацию диалога, сделать ее Вашим помощником и ангелом-хранителем.

Это послание сохраните, во-первых - это будет для Вас ресурсом, во-вторых, диалог можно будет продолжить.

Послесловие:

Через шаги этой техники мы получаем доступ к неосознаваемому пласту наших устремлений (шаги 1-3). Далее мы обучаем свое сознание налаживанию контакта с той частью нашего внутреннего разума, который - независимо от Вашего желания - стремится реализовать эти Ваши потребности, правда часто не самым лучшим образом. В этих потребностях скрывается мощный запас энергии и мотивации, к которому мы и обращаемся на шаге 6 техники.