Конспект проведения пальчиковой игры «Сорока-сорока» во второй младшей группе. Игры с ребенком: "Сорока-ворона" и другие Как делать сороку малышу на руке

— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

— Сорока-сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели,
Шу! На голову сели.

(для себя в качестве инфо)

Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Полный текст «Сороки-вороны».

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Подобные «пестушки».

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Ладушки».

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! – ещё раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

А вот полный текст «Ладушек».

Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Подобные «пестушки».

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

Потешку » Сорока ворона кашу варила » знают, конечно, все. Ведь и нам с вами, когда мы были маленькими, мама водила по ладошке пальчиком и приговаривала «сорока ворона кашку варила, деток кормила». Не знаю, как вам, а мне всегда было жалко этого последнего птенца, которому ничего не дали. Вот такое у меня в детстве было понятие о справедливости 🙂

Но ведь кроме «морально-воспитательной», у этой потешки есть ведь еще и другая практическая задача, правда? В «стандартных» вариантах потешка «Сорока ворона кашу варила» является одной из для малышей. Сначала мы водим пальцем по ладошке ребёнка — «варим кашу». Потом начинаем «кормить» персонажей потешки, при этом загибая пальчики ребенка по очереди. Такие пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития речевого аппарата и мелкой моторики рук у малышей.

Сегодня мы познакомим вас ну просто с огромным количеством вариантов известной потеки про Сороку-ворону и ее деток. Ну, начали!

Первый вариант текста «»

(Водим пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка).

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила

(загибаем мизинчик) Этому дала,

(загибаем безымянный палец) Этому дала,

(загибаем средний палец) Этому дала,

(загибаем указательный палец) Этому дала,

(держим большой палец и НЕ загибаем его) А этому не дала:

«Ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал: ты каши не получишь!» (и тут грозим своим указательным пальцем большому пальчику малыша)

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашку варила» помогает малышам запомнить первые пять цифр счета.

Сорока — белобока
Кашку варила,
Ребяток кормила:
Первому дала,
Второму дала
Третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Жирный, толстый, ленивый,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Не будет тебе кашки!

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашу варила» позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик большой – воду носил,
Этот — пальчик указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

Следующий вариант очень похож на «классический».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

В следующем объясняется подробно, почему не стоит кормить пятого птенца:

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,

И третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

Следующий вариант простой и лаконичный. Для «ленивых».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей манила,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

В следующем варианте потешки «Сорока ворона кашу варила» на сцене появляются гости. Точнее, «почти» появляются. Они не приходят, и только поэтому несъеденное ими достается деткам.

Срока ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

А в следующих двух вариантах речь о детках уже вообще не идет. Их вороне заменяют гости.

Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Ну и в заключение — совсем непонятный вариант потешки «Сорока ворона»

рока, сорока,

На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят

Вот такие похожие и в то же время разные варианты! А вам какой-нибудь из них понравился? Или, может, вы еще какой-нибудь знаете?

Упражнения для пальцев в рекомендуются людям, играющим на инструментах, для улучшения мелкой моторики пальцев и цепкости рук, а также детям, у которых есть проблемы с обучением письму, и пожилым людям, страдающим от ревматических болей. Ручная гимнастика также все больше нужна людям, работающим за компьютером. Многочасовое нажимание на клавиатуру может напрячь руки и причинить боль. К счастью, растяжка и укрепление мышц рук чрезвычайно просты, и эффект может быть достигнут с помощью нескольких основных упражнений. При тренировке пальцев помните, что каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Важно отметить, что тренировку рук желательно проводить до начала утомительного занятия, например, до того, как мы начнем работать за компьютером или на концерте на пианино.

Для детей

Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это понятно: до сих пор мышцы рук и пальцев ребенка не имели такой нагрузки. Проблемы можно легко предотвратить, размяв пальцы перед тем, как писать. Вы можете начать разминку, сжимая кулаки и вытягивая пальцы. Аналогичное упражнение — сгибать пальцы в суставах, не сжимая кулаки. Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.

Ребенок может, держа руку в воздухе, сгибать и выпрямлять пальцы один за другим. Ещё можно выполнить это действие сразу на обеих руках.

Также можно сделать шарик с бумаги, имитировать набор на клавиатуре, слегка вдаряя пальцами о стол.

Сорока-белобока

Пальчиковая гимнастика Сорока белобока

Сорока-белобока

Где была? - Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор -

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому - на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому - на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому - поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому - не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Ничего тебе не дам!

Кстати, у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит - воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперёд!

Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!

Ну, на тебе - кашки-малашки!

Ням-ням-ням…

Поели-поели, (вытираем губы)

Полетели (машем руками),

На землю сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,

Ты печку не топил!

Вот он ходит-ходит,

Воду носит, печку топит.

Здесь - холодная вода (глядят ладонь ребенка).

Здесь - тёплая вода (касаются локтя)

А здесь - кипяток-кипяток-кипяток! (машут руками)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог положила,

Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).

Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),

Кашки не едали.

Всю кашку деткам отдала:

Этому - на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),

Этому - на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),

Этому - на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)

Этому - на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)

Пальчику-мальчику

Не досталось.

Пальчик-мальчик

Толчёт, мелет.

По воду ходит,

Квашню творит:

Вода на болоте,

Мука не молота.

Квашенка на липе,

Мутовка на сосне.

Взял коробочку,

Пошел по водичку.

Тут ступил - тёпленько,

Тут - горяченько,

Тут пень, тут колода,

Тут студёная вода,

А тут ключики кипят-кипят!

Замок

Скрестить руки в замок, переплести пальчики. Начать читать стих, раскачивая «замочек»

Вот на двери висит замок

Кто ж его открыть бы смог?

Мы постучали,

На данной фразе нужно начать стучать друг об друга запястьями, стараясь не расцеплять «замок»

И покрутили,

Одну из рук тянуть от себя, другую на себя, также не расцеплять пальцы

Потянули,

Выпрямляем пальцы, но не разрывая замочек, тянем руки в стороны

И открыли!

Развести руки в стороны, быстро разрывая замок.

Стих нужно говорить неспеша, чтобы ребенок не отставал от ритма.

Пальчик-мальчик

Будто обращаясь к ребенку, сжать по очереди каждый его палец, от мизинца до указательного или наоборот

Мальчик-пальчик, где ты был?

Вот с этим братом в лесу бродил.

А с этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

А с этим — в дудочку дудел.

Медвежонок

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В нашем доме половица!

Нужно шагать пальцами-«лапами»

Ну а пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже.

Начинаем аплодировать.

Сидели три медведя

Нужно сжимать и разжимать кулачок

В избушке за столом

Показываем рукой стол и крышу

Муку они смололи

Делаем движения по кругу кулаком

Чтоб печь пирог потом

Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе

Все испачкались в муке

Отряхиваем ладошки

Нос в муке и хвост в муке

Показываем на нос.

А уши в кислом молоке

Показываем на уши.

Встреча

Когда руки встречаются

Касаемся рук ребёнка

Потираем, сжимаем ладони

Когда вы встречаете большие пальцы

Нужно дотронуться до больших пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Потираем и сжимаем пальцы

Когда пальцы встречаются

Касаемся всех пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Касаемся других пальцев

Тортик

Тесто ручками помнем

Нужно сжимать и разжимать пальцы

Сладкий тортик испечем

Делаем вид, что месим тесто

Серединку смажем кремом

Начинаем круговые движения по поверхности

А верхушку сладким джемом

Ну и шоколадной крошкой

Мы засыпем торт немножко

Делаем вид, что насыпаем «крошку»

Ну а потом заварим чай

Друга в гости приглашай.

Стена

Строим стенку,

Выше и выше,

Нужно держать ладони горизонтально перед собой, по очереди одну ладонь кладём на другую, изображая кладку кирпича.

Добрались вот до крыши!

К началу проговаривания этих слов «стена» должна быть «построена» почти до уровня глаз. Делаем из ладоней крышу.

Чья же крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложить руки вместе и потянуться как можно выше

Вырубили мы окошко,

И дверочку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи!

Отверстия нужно нарисовать указательным и большим пальцами: четырехугольник, арка, небольшая круглая дырка.

По ягоды в лес

Раз, два, три, четыре, пять

Соединяем все пальцы одной руки с пальчиками другой

В лес мы идём гулять

Двигаем средний и указательный пальцы по столу

За малиной и черникой

Пальцем левой руки загибаем пальчики правой

За калиной и брусникой

Голубику мы найдём

И братишке отнесём

Все пальцы обеих рук двигаются по столу.

Осьминожка

Вот восемь пальчиков для ножек —

У нас вышел осьминожек.

Сколько ног у осьминога?

Много, много. Очень много!

Всеми пальцами, кроме больших, малыш показывает щупальца.

Солнышко

Утро ясное пришло,

И солнце красное взошло.

Начали лучики светить

И маленьких деток веселить.

Пальцы нужно разгибать по очереди.

Вот и прилетели тучки

И спрятались лучики.

Пальчики нужно сжать в кулачок.

Черепаха

«Сколько пыли, да сколько сора –

До дверей доберусь я не скоро», —

Кто вздыхает то так тяжко?

Это ж наша черепашка.

Двигаться пальцами неторопливо, как будто это ножки черепахи.

Для взрослых

Не только дети нуждаются в «разминке» для своих пальцев. Взрослые много пишут, работают на компьютере, играют на музыкальных инструментах. Ниже приведены некоторые упражнения для пальцев.

Как выглядят такие упражнения? Нужно начинать разминку рук с простого упражнения на растяжку: мы осторожно гнём пальцы назад. Отпустите ваши пальцы, когда почувствуете небольшое растяжение — разминка не должна навредить! Коснитесь к большому пальцу всеми другими пальцами.

Упражнения:

  1. Поставьте руку на поверхность, растяните пальцы насколько можно широко и поднесите их друг к другу.
  2. Кладем руку на стол, затем индивидуально поднимаем каждый палец, и ставим его на стол.
  3. Опираемся пальцами одной руки на пальцы другой и нажимаем, пока не почувствуем, что мышцы растянуты.
  4. Руки сжимаются в кулаки на протяжении полминуты, а потом ослабляются на 5 секунд.
  5. В вытянутой руке держим лист бумаги и, используя лишь пальцы одной руки, стараемся сделать бумажный шар.

Как и обещал, рассказываю о многовековой помощнице в становлении речи малышей. Еще древнегреческий философ Анаксагор писал:

«Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Так как же надо правильно играть в «Сороку»? Древнюю и незаслуженно забытую игру — комплекс упражнений, массажа пальцев, кисти ребёнка.

Взрослый садится напротив ребенка, чтобы тот видел его лицо и губы, берет ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:

- Сорока, сорока, сорока-белобока! Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
Этому дала (загибаем мизинец),
А этому не дала (загибаем большой палец)

Ты воды не носил, ты кашу не варил!:)

Сорока, сорока, сорока – белобока,
Кашку сварила, гостей скликала,
На порог скакала, гостей смотрела.
Гости услыхали, быть обещали.
Гости – на двор, кашицу – на стол.
Этому на блюдечке, этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке, этому – поскрёбушки.
А этому – нет ничего.

Ты дров не рубил, ты печку не топил!
Ты воды не носил, ты кашу не варил!

Гости поели, сороке спасибо сказать велели, Шувы! Полетели,
И на головку (называется имя ребенка) сели.

Ручки ребёнка поднимают и кладут на головку (психологический якорь, закрепление услышанного):

Движения пальцев взрослого, сопровождающие «потешку», следующие:

  1. Сначала водят большим пальцем по ладошке ребенка. Каждое слово сопровождается легким нажимом на ладонную поверхность кисти малыша. Направление движения от большого пальца к мизинцу.
  2. При перечислении каждого из «участников» приготовления каши загибают пальчики, перебирая их и массируя каждый снизу вверх по одному.
  3. Начинают загибать пальчики малыша с мизинца, так как необходимо, чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец был сверху. Важно, чтобы ребёнок научился держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

Когда же начинать такие игры упражнения, спросите вы?
А почему бы мамам не начать играть в «Сороку» с малышом прямо с рождения? Только для начала крупно напишите ее текст и повесьте перед глазами, чтобы текст был один и тот же. Потом вы поймете для чего его надо повторять именно в этой последовательности и с этими словами, по возможности не допуская вариаций.

Ребёночек рождается с рефлексами, один из которых так и называется «хватательный». Вложите указательный палец или карандаш ребёнку в ладошку, он крепко ухватится за них. Малыш уже способен долго не выпускать из рук предмет. По мере роста и созревания, примерно к 4-иу месяцу жизни, этот рефлекс переходит в осознанный навык «брать» и «отпускать».
Получается, что наши пра-пра- прабабушки, «Сорокой», варившей кашу для птенцов, учили малыша поскорее раскрыть ладошку, для познании окружающего мира путем тактильного осязания. Они заметили, а теперь это доказано учеными, что чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Время идет, малыш растёт дальше. Игрушки ребёнок может брать в руку, тащить в рот. Теперь самое время научить его правильно захватывать предметы, надо постараться, чтобы большой палец малыша противостоял остальным. Как раз здесь берут начало навыки правильного письма, навык удерживания карандаша или ручки. А теперь еще раз вспомним, о большом пальце из «Сороки»:

Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.

И укладывается большой палец сверху всех остальных, чтобы расслабить его и вывести его из-под остальных пальцев маленького. А теперь вспомните о понятии коллектива и судьбе одинокого путника. Ничего вам это не навеяло? Кроме обучения правильного сжимания пальчиков в кулак, малыш исподволь получает азы социального воспитания. Все вместе, в кулачке, мы становимся той силой, которая может сварить кашу и накормить гостей, пускай это только воображаемая птичка. Не бросайте играть в «Сороку-белобоку», пусть она растёт вместе с малышом. Если сначала мама играла с ладошкой малыша, сгибая и разгибая пальчики, то с возрастом роль ребёнка становится активней. От мамы требуется произносить слова потешки, а ребенок уже сам двигает пальчиками. Став старше, ребёнок становится «режиссером и актером» этой игры. И пальчики у него уже превращаются в разных персонажей, он растирает их, массирует, сгибает и разгибает, координируя движения, мелкую моторику.
Такая гимнастика пальчиков оздоровляет и тонизирует организм малыша. Влияя на рефлексогенные зоны кисти ребёнка, действует на внутренние органы. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца нормализует состояние желудка, среднего - кишечника, безымянного - печени и почек, мизинца - сердца.

Регулярные пальчиковые упражнения или «СОРОКА БЕЛОБОКА» по 3-4 раза в день, улучшат умственные способности ребенка, снизят эмоциональное напряжение, улучшат работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, разовьют координацию движений, силу и ловкость рук, поддержат жизненный тонус не только малыша, но и его мамы или папы, которые поняли смысл этой древней, с первого взгляда бессмысленной, но такой полезной для маленького человека игры.

Будьте настойчивы и терпеливы, не жалейте времени и любви к малышу и у Вас все получится! Это говорю Вам я – доктор Бубнов.