Прогулы в школе, причины. Ребенок прогуливает школу. Чем опасны прогулы уроков? Можно ли разрешать ребенку пропускать школу

А чего, собственно говоря, мы так опасаемся, когда ребенок просит разочек прогулять уроки?

пропустит новую тему

Да, возможно, пропустит. Но что сложнее — усвоить информацию в классе, где двадцать пять человек, шум и гам, а учитель все равно ориентируется на самых медленных, или дома, один на один с учебником (или родителями)? Ну уж разберется он с новой темой как-нибудь.

нечего ему потакать

«Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники»: на самом деле есть большая разница между попустительским отношением («Делай, что хочешь, мне это вообще не важно») и вниманием к потребностям ребенка («По закону ты обязан закончить школу, а я — это обеспечить, но если ты устал или тебе что-то не нравится — скажи, мы как-то решим эту проблему»). Если ребенок понимает, что правила существуют не ради правил, а за ними есть смысл, и ему можно не бороться с неизбежным в одиночку, а посоветоваться с родителями — жить ему будет проще.

один раз разрешим — захочет еще

Может быть и захочет. А скорее всего, обнаружит, что прогулы перестали быть чем-то запретным и манящим. Ведь если папа и мама в целом спокойно относятся к словам ребенка об остром нежелании идти в школу, не бросаются стыдить его, обвинять в лени и разгильдяйстве, и мало того — иногда даже готовы и правда оставить его на денек дома, значит, с ними и правда можно откровенно разговаривать. Не только о своем нежелании идти в школу, но и о чем-нибудь поважнее.


никто так не делает

Вы же не думаете, что ваш ребенок один такой уникальный, что мечтает иногда не ходить в школу? На самом деле, таких детей полно, только многие, например, неделю болеют — неделю ходят на уроки, или по утрам их мучает тошнота и головная боль, или тик появляется. Потому что если мозг устал и перетрудился — организм обязательно на это среагирует.

придется что-то объяснять учителю

Есть прекрасная формулировка — «по семейным обстоятельствам». Вы же не каждую неделю прогуливать собираетесь? Если вам необходимо объяснить учителю, почему ваш ребенок иногда пропускает школу, сошлитесь на рекомендацию психолога, в конце концов: от перегрузок ученик начинает соображать еще хуже, так что ему просто нужен отдых.

почему прогулять иногда школу — это полезно?

  • Исчезает ощущение неотвратимости, значит, необходимость ходить в школу перестает быть тягостной.
  • Внеплановый отдых и полноценный сон среди недели заметно прибавляют ребенку сил.
  • Школьник вряд ли будет злостно прогуливать уроки за гаражами или шляться по улицам — зачем, если это и так иногда можно делать вполне легально.
  • Врать тоже смысла нет: родители уже зарекомендовали себя как адекватные люди, которым лучше говорить правду.
  • Ребенок осваивает понятия «договариваться» и «соблюдать договоренности»: если вы совместно решили, что чаще раза в месяц прогуливать не стоит — значит, надо этого и придерживаться.
  • Ребенок учится лучше понимать себя и свои чувства им потребности, оценивать свои ресурсы и реагировать на упадок сил не тогда, когда он уже случился, а немного заранее.

Порой школа может быть самым худшим местом в мире и вам просто не обойтись без дня отдыха. Используйте творческий подход, чтобы найти причину уйти с уроков и насладиться свободным временем. Вот несколько способов прогулять школу и не вызвать подозрений.

Шаги

Симулируйте болезнь

    Подготовьте почву. Если вы собрались симулировать болезнь, то заранее скажите родителям, что не очень хорошо себя чувствуете. Ваша болезнь будет выглядеть менее реалистично, если родители впервые услышат о симптомах только в самый последний момент.

    • Скажите родителям, что вы, кажется, съели что-то не то в школьной столовой, если хотите симулировать боль в желудке.
    • Скажите, что у вас побаливает горло, если собрались симулировать простуду.
    • Для пущей реалистичности проснитесь посреди ночи перед утром, когда вы хотите остаться дома, и сообщите родителям, что чувствуете себя нехорошо. Попробуйте имитировать симптомы больного желудка / простуды, о которых говорили ранее, либо просто скажите "кажется, я заболел" или "что-то мне нехорошо".
  1. Проснитесь "больным". Встаньте немного позже, чем следует. Сообщите родителям, что вам нездоровится. Ведите себя как при болезни.

    • Передвигайтесь медленно, будто у вас болят мышцы. Не причесывайтесь после сна.
    • Если вы симулируете простуду или грипп, то можете покашлять/чихнуть и сказать, что у вас кружится голова. При симуляции болей в желудке держитесь за живот и жалуйтесь на боль.
    • Попридержите аппетит за завтраком. У больных часто нет аппетита, так что создавайте видимость правильно.
  2. Симулируйте повышенную температуру. Родители наверняка захотят измерить вам температуру, так как жар является признаком реального заболевания. Чтобы убедить их в своей болезни вам потребуется заставить родителей поверить, будто у вас высокая температура.

  3. Попробуйте сначала храбриться, а потом сдайтесь. Если родители предложат остаться дома, то не соглашайтесь сразу. Ведите себя так, будто вовсе не хотите пропускать занятий в школе.

    • Подумайте об этом пару минут и скажите что-то вроде "Но ведь я готовился к открытому уроку". А затем передумайте: "Только вот я не уверен, что смогу высидеть все уроки".
    • Если родители согласятся, что вам лучше побыть дома, то ваш фокус удался.
  4. Продолжайте вести себя согласно легенде. Несмотря на свободный день, по-прежнему нужно притворяться больным, хотя бы в присутствии родителей.

    • Притворяйтесь больным все утро, а затем начните делать вид, что вам становится легче.
    • На следующее утро ведите себя так, будто вам все еще нездоровится, но вы отдохнули и уже готовы идти в школу.

    Сбегите с уроков

    1. Взвесьте риски. Во многих школах на выходе могут стоять мониторы или камеры, а вахтеры или учителя могут следить за теми, кто выходит из здания. Решение сбежать с уроков может быть сопряжено с большим риском.

      • Обязательно прочтите школьные правила, чтобы знать все возможные последствия на случай, если вас поймают.
    2. Уходите в подходящий момент. Если вы собрались уйти с уроков, то необходимо выждать момент, когда вас почти наверняка никто не заметит. Для этого лучше всего смешаться с толпой других учеников.

      • Уходя в самом начале дня, вам едва ли удастся остаться незамеченным, так как все дети спешат на занятия, а не уходят из школы.
      • Попробуйте пойти на первый урок, чтобы вас увидели в школе, а потом ускользните уже на перемене. Выбирайте перемену после первого урока или большую перемену.
    3. Следите за временем. Не нужно поднимать тревогу учителей и родителей, вернувшись со школы с опозданием. Прогуливая уроки, постоянно поглядывайте на часы, чтобы знать, сколько осталось свободного времени.

      • Оставьте немного времени, чтобы успеть переодеться в школьную форму (если вы сменили одежду) и вернуться в школу к звонку с последнего урока.
      • Необходимо вовремя прийти к остановке школьного автобуса или к месту, где вас обычно встречают родители после уроков. Если вас увидят учителя и спросят, где вы пропадали, то скажите, что вам стало плохо и вы были в уборной, или что вас вызывал к себе кто-то из других учителей. Главное, чтобы учитель не говорил родителям, что вы отсутствовали на занятиях.

    Придумайте уважительные причины

    1. Скажите, что вы не закончили домашнее задание. Утром заявите, что не успели закончить очень важное задание – можно паниковать, попробовать расплакаться и неистово притворяться, что спешите доделать работу. Если родители поверили вашим уловкам, то они могут разжалобиться и предложить вам остаться дома, чтобы доделать задание.

      • С некоторыми родителями такая ситуация не пройдет. Они могут отправить вас в школу, чтобы вы извлекли урок и впредь всегда успевали выполнить домашнее задание.
    2. Опоздайте на автобус. Если вы самостоятельно ездите в школу на автобусе, то просто опоздайте на него. Идите на остановку очень медленно, чтобы не успеть до отправления, или же просто спрячьтесь, пока автобус не уедет, после чего возвращайтесь домой.

      • Если родители все еще будут дома или вдруг вернутся с работы в обед, то вам придется прятаться от них, чтобы они не догадались, что вы не в школе.
    3. Установите будильник родителей на другое время. Это не сложно, но сопряжено с риском: вас почти наверняка раскроют, а родители могут опоздать на работу.

      • Когда родители уснут, возьмите их будильник или телефон и переведите сигнал на 1-2 часа вперед (например, если будильник заведен на 6 утра, то переведите его на 7 или 8 часов). Затем положите его на место. Когда зазвенит будильник, ваши родители запаникуют, что могут опоздать на работу, и (возможно) не успеют отвести вас в школу.
      • Если будильник заводит кто-то один из родителей, то вам нужно позаботиться только об одном телефоне или будильнике. Если же будильников несколько, то необходимо перевести их все.

Но давайте представим, что предложение ребенка не ходить завтра в школу вы поддержали. И с удивлением заметили, что на следующий день небо не рухнуло на землю и ничего не изменилось. Кроме одного - ваши отношения с ребенком стали еще лучше. Совпадение?

Стоит ли чего-то бояться?

Многие педагоги не поддержали бы решение о самовольном выходном дне. И даже вооружились бы доказательствами, которые звучат очень убедительно. Ведь прогул школьных уроков с разрешения родителей - это прямая дорога к вседозволенности и самостоятельному пропуску занятий уже без родительского согласия. А если такая манера поведения войдет в привычку? И тут самые ужасные события, которые приведут к непоправимым последствиям, начинают приобретать по-настоящему пугающее развитие.

Но, с другой стороны, все это - сильное преувеличение. Вы ведь разрешили прогулять только один день. Вряд ли один день полностью изменит успеваемость вашего ребенка, внушит ему, что теперь можно прогуливать школу и успеет породить вредную привычку. Даже если на сегодняшнем уроке математики весь класс старательно вникал в новую тему, а ваш ребенок остался дома, катастрофы не произойдет.

Во-первых, есть учебники, в которых достаточно подробно описываются новые темы.

Во-вторых, нет никакой гарантии, что школьник, который не выспался и устал, лучше воспримет новую информацию в стенах школы.

В-третьих, тема объясняется для 25-30 учеников. За 45 минут урока невозможно к каждому найти подход и убедиться, что ребенок действительно понял материал. С этой позиции даже выгоднее посидеть над учебниками дома.

Иногда прогуливать можно (и даже нужно)

Если ребенок просит на один день остаться дома, значит, для этого возникли определенные причины. Конечно, можно ответить, что в школу надо ходить каждый день, а не тогда, когда есть желание и настроение, но лучше разобраться с корнем проблемы, а не с ее побочными эффектами.

Возможно, ребенка обижают в школе, или он не успевает разбираться в новых темах, или что-то вызывает у него страх, раздражение, злобу. Причин может быть масса. А родители - самые близкие люди для детей и только они способны разобраться в сложившейся ситуации.

Но если ребенок приходит из школы с хорошими оценками, прекрасно чувствует себя в коллективе и с легкостью усваивает материал с урока, а сегодня в школу идти все равно не хочет - это тоже повод остаться дома.

Здесь уже слово берут психологи, которые настоятельно советуют устраивать маленькие семейные забастовки системе серых будней. Так вы можете почувствовать себя с малышом одной командой, которая принимает и уважает чувства и желания друг друга. В этот же самый момент между вами еще прочнее укрепится связь, без которой выстраивать отношения с ребенком было бы очень сложно. Самое главное, благодаря такому подходу, дети научатся доверять своим родителям, а не видеть в их лице ежедневный контроль.

Кроме того, ребенок получит возможность выспаться и отдохнуть. Он приведет в порядок мысли, у него появится время на дела, которые он постоянно откладывал. Часто ли вы себя ловите на размышлениях во время спешки по неотложным делам, что хочется хотя бы на минутку остановиться и понаблюдать за красотой природы, за яркими красками заката, за забавными птицами на деревьях?

Дети достаточно рано попадают в эту гонку, где нужно постоянно что-то успевать и нельзя ничего пропускать. Они, как и многие взрослые, забывают смотреть по сторонам и видеть красоту. А замечать красоту в обыденных, казалось бы, мелочах - это такая же сложная тема, как изучение нового параграфа по истории. И почему бы не поставить на паузу ежедневные обязанности и вспомнить, что вокруг вас - жизнь. Она - интересная, уникальная, необычная, сложная.

Хочу поговорить про школу и про обязательность или необязательность школьного посещения.

От многих российских знакомых я довольно часто слышу, что одним из преимуществ жизни в России является возможность в любой момент забрать ребенка из школы и поехать с ним в отпуск, кататься на лыжах, пойти в поход и т.д. Причем речь идет не о том, чтобы прогулять один-два дня, а о сроках от недели до месяца. То есть, насколько я понимаю, в России это вещь абсолютно нормальная и повсеместно практикуется.
В Германии такое, действительно, официально запрещено - можно прогулять три дня с запиской от родителей, если больше - уже требуется справка от врача. В википедии написано, что за прогулы взимаются денежные штрафы, хотя о реальных случаях, когда родителей штрафовали за то, что ребенок прогуливает школу, я не слышала. Но дело даже не в этом. Я подумала, что если я вдруг захочу "отмазать" детей от школы ради какого-нибудь похода и напишу официальное заявление на имя директора, что речь идет о супер важном мероприятии по сохранению родного языка, то директор, может быть, и отпустит, но дети ведь сами не согласятся. И не потому, что они какие-то особенно примерные и образцово-показательные ученики.

Я здесь не беру вариант, когда ребенок школу ненавидит, при каждой возможности старается ее прогулять и ходит туда только потому, что родители заставляют. Мне кажется, что это ненормальная ситуация, и что в таком случае нужно срочно с этим что-то делать. У меня был такой период, когда мака не хотела ходить в школу, потому что ее травили в классе, и я разрешала ей прогуливать практически через день и писала записки в школу, что она отсутствовала по состоянию здоровья. Но мы тогда занимались этим вопросом, пытались наладить ситуацию в старой школе, параллельно искали новую, и было ясно, что это временная ситуация, которая как-то разрешится и которую надо как-то перетерпеть.

Но вот если ребенку нравится в школе, и он ходит туда более менее с удовольствием, то он же оказывается вписан ткскть в процесс, в школьную жизнь. И там постоянно что-то происходит - тесты, контрольные, рефераты, репетиции, школьные концерты, праздники, спектакли, конкурсы, поездки, еще какие-то события. Кроме формальных, собственно школьных мероприятий есть еще и неформальные вещи - общение с друзьями, совместная подготовка к контрольным или рефератам, дни рождения... И ребенок, не говоря уже о самом пропущенном материале (который, конечно же, можно прочитать в учебнике), из всего этого тоже выпадает. Придя потом в школу после долгого отсутствия, он обнаруживает, что какие-то важные вещи произошли без него, что он не в курсе многих классных дел, что в его отсутствие сложились новые компании, что дети, с которыми он дружил до того, заняты вместе каким-то проектом, который начался, когда его не было, а он остался в стороне, и тд. И обычно ребенок это понимает, и сам не хочет долго отсутствовать в классе в учебное время.

Поэтому я не совсем понимаю подобную позицию родителей. Вот как можно просто так взять и увезти ребенка в отпуск во время учебного года? А вдруг у него в это время школьный спектакль, для которого он полгода репетировал и играет главную роль? А вдруг у него презентация годового проекта? Важный зачет? Я вижу два варианта: один - это описанный мной в начале, когда ребенок школу по определению ненавидит и рад любой возможности прогулять. А другой - это когда родители считают, что дела ребенка - это вещь совершенно не важная, и вообще не нужно на них обращать внимание и подстраиваться, а исходить исключительно из своих планов. Если нам удобно в это время ехать в отпуск, потому что складывается на работе, дешевле путевки и тп., значит мы едем и берем ребенка с собой, а что у ребенка тоже могут быть какие-то свои дела и планы - мало кого интересует. Или же родители придерживаются позиции, что школа это вообще не важно, это в любом случае лишь необходимое зло, а мы хотим распоряжаться временем ребенка сами и только сами решать, когда ему туда ходить, а когда нет. Мне кажется, что это из серии "Закон? Какой такой закон?" Но, с другой стороны, те же родители обычно бывают очень озабочены выбором школы для ребенка, чтобы она была не "обыкновенной дворовой", а хорошей, элитной, престижной, много времени тратится на подготовку к школе, есть экзамены, отбор, берут не всех и тп.

И вот у меня как-то не увязывается одно с другим. Может быть, я чего-то не понимаю? Объясните.