Эффект зейгарник заключается в том что. Эффект зейгарник в психологии. Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»!

Эффект Зейгарник в психологии - феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник - психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств).

История открытия эффекта

Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает. Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.

Суть эффекта Зейгарник

Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.

Первый и главные вывод - невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути - это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние. В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне. Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.

Необходимо отметить и человеческую особенность - акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций. Но забывание и работа с неприятным - немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

Иногда нам приходится оставлять то или иное действие незаконченным ввиду различных причин. Ну а после мы можем мучиться ночами, и это незавершенное дело будет напоминать о себе снова и снова надоедливыми мыслями даже в том случае, если это самое дело и нет необходимости доделывать до конца по той или иной причине. Это все вовсе не говорит о нашей высокой степени совестливости или о чем-то в этом роде. Все дело в том, что в теории современной гештальтпсихологии существует такое понятие, как эффект Зейгарник, которое обязано своим названием советской ученой Б. В. Зейгарник.

Кто она такая - Блюма Вольфовна?

Блюма родилась в 1900 году на северо-востоке России, и на протяжении всего детства и юношества ничего не предвещало ей высоких достижений в патопсихологии. В возрасте 21 года девушка вышла замуж и переехала в Берлин, где и поступила в институт.

И только лишь во время посещений лекций она основательно заинтересовалась а также различными процессами, которые проявляются в поведении человека при том или ином нарушении.

Удивительно, что явление, которому впоследствии дадут название «Эффект Зейгарник в психологии» и который прославит Блюму Вольфовну, стал объектом изучения в работах доктора еще в ее студенческие годы и был основной темой дипломной работы. Конечно, на протяжении всей своей жизни госпожа Зейгарник сделала немало открытий, проработав помощницей Л. С. Выготского в психоневрологической клинике при Институте экспериментальной медицины. Однако первая ее работа, изученная и открытая миру в юном возрасте, стала незаменимым вкладом в гештальтпсихологию современного мира.

Тандем русского психолога и берлинского официанта

Как уже было сказано ранее, эффект Зейгарник был открыт госпожой доктором еще в студенческие годы. На дворе стояли 20-е годы ХХ столетия, и юная Блюма в те времена проходила стажировку у светила патопсихологии Как-то однажды великий доктор и ученый решил посетить одно из немецких обычных многолюдных кафе, пригласив туда свою практикантку Зейгарник. Эффект незавершенного действия как один из законов гештальтпсихологии зародился в голове студентки именно в тот день, а произошло это по следующим причинам.

Когда пришел официант, он не записал ни единого слова из озвученного перечня заказов посетителей, но в то же время не забыл абсолютно ничего, и через время блюда стояли на столе. Удивившись феноменальным способностям обслуживающего работника, Блюма Вольфовна отметила крайне хорошую память официанта. Однако он сказал, что никогда ничего не записывает. Тогда Зейгарник попросила официанта назвать то, что заказывали люди за столиками, которых он обслужил ранее, - и он не смог полностью вспомнить заказ, сославшись на многолюдность кафе.

Первые испытания в подтверждение феномена

Заинтересовавшись данным вопросом и ища ему научное подтверждение, спустя какое-то время Блюма Зейгарник вместе со своей подругой и однокурсницей Марией Овсянкиной решили провести определенный опыт.

В экспериментальных действиях участвовала некая группа людей, перед которыми была поставлена цель в решении интеллектуальных задач. При этом каким-то людям удавалось решить задачу полностью, ну а других прерывали, не давая возможности довести дело до конца. В итоге спустя несколько дней у подопытных спрашивали о содержании задач, и только лишь те, кто не успел решить их до конца, четко помнили условия заданий. Данный феномен имеет название «эффект Зейгарник». Или же - по-иному - эффект незавершенного действия.

Эффект Зейгарник, или Как использовать принцип завершения

Всякий психологический феномен имеет свое практическое применение в повседневной жизни, поэтому зачастую каждый из нас страдает от эффекта незавершенного действия, мучая себя нежелательными воспоминаниями о том или ином происшествии.

Никто не любит неопределенности. Но в современном мире многие рекламщики и маркетологи пользуются эффектом незавершенного действия в целях продвижения товара на веб-страницах, да и просто в телевизионной рекламе.

Как это работает? Если речь идет о рекламе на веб-страницах, то зачастую на баннер наносятся только ключевые фразы с обращением к потребителю. Однако они составлены таким образом, что кажутся недописанными. Поэтому пользователи интернет-страниц, подсознательно избегая эффекта незавершенности, переходят по ссылке и получают новую информацию. При этом полученные данные будут усваиваться значительно лучше, поскольку имел место принцип завершения.

И теперь вы спросите: и почему некоторая телевизионная реклама постоянно вертится в памяти? А мы вам ответим: именно по той же причине эффекта незавершенности. Зачастую с экранов к нам доходят обращения производителей, некий диалог со зрителем, обязательно содержащий вопрос, который, собственно, больше всего и запоминается.

Явление незавершенности в любви

Зачастую мы не можем забыть о том или ином человеке, с которым имели романтические или дружеские отношения, оправдывая себя и подбирая в оправдание различные психологические эффекты. Эффект Зейгарник может объяснить множество страданий по не сложившимся отношениям, особенно если не было явного расставания и раздела имущества между партнерами.

Поэтому настоятельно не рекомендуется расставаться с бывшими возлюбленными по телефону или интернету. Пострадавшая сторона не сможет до конца осознать, что все кончено, и этот феномен незавершенности будет таиться в подсознании человека, не отпуская образа бывшего возлюбленного.

То же касается и отношений, которые разрушаются из-за внезапно возникшего расстояния между людьми. Например, если одна из половин уезжает работать в другой город и постепенно отвыкает от любимого человека, обязательно должен быть факт расставания при личной встрече. Иначе подобный «молчаливый» разрыв может мучительно сказаться на подсознании пострадавшей стороны.

Как распознать в себе эффект Зейгарник и как с этим бороться?

Прочитав эту статью, некоторые из вас, возможно, начали задумываться, а не портит ли вам жизнь этот самый эффект незавершенного действия? Давайте попробуем разобраться.

Дело в том, что существуют некоторые симптомы, как у самого настоящего заболевания, которые указывают на постоянные циклические принципы незавершенности в вашей жизни:

  • если вы чувствуете постоянную тревогу, несмотря на слаженность жизни, хорошую работу и наличие семьи;
  • если ваша личная жизнь не складывается снова и снова по непонятным вам причинам;
  • если вы зачастую додумываете сами себе продолжение тех или иных слов собеседника;
  • если вы чувствуете, что все чаще наступаете на одни и те же грабли.

Вышеперечисленные симптомы - это вовсе не признаки обычных жизненных неудач. Все проблемы кроются внутри самого человека. Вам просто необходимо открыть глаза на порой очень болезненную правду и переосмыслить сложившиеся незавершенные ситуации.

И никакого лечения вовсе не нужно, и искать старых знакомых и завершать неоконченные дела нет необходимости. Просто осмыслите для себя, что прошло уже много времени, и ситуацию пора отпускать, не нужно кого-то оправдывать и жалеть. Вот увидите - жить станет легче. Просто отпустите.

На жизнь человека легко можно объяснить и научно обосновать. Бывали же случаи, когда вас мучила одна и та же ситуация, только лишь потому, что однажды вы не знали как вести себя и просто предпочли избежать её? Или не смогли разрешить конфликт с партнёром и теперь в каждых новых отношениях «натыкаетесь» на похожую проблему? Существует эффект зейгарник, который означает, что личность лучше запоминает задачи, если в какой-то момент возникло прерывание действий и они остались незавершенными. Те же, что успешно были реализованы, исчезают в недрах памяти и становятся настолько неактуальными, что мы вполне можем о них напрочь забыть. Нашей психике обязательна завершенность, поэтому то, с чем нам не удалось справиться, будет преследовать до тех пор, пока не удастся хоть немного осознать и «прикрыть» вопрос.

История возникновения

Этот эффект открыт Блюмой Вульфовной Зейгарник. Она была основательницей отечественной патопсихологии и сделала немало для развития психологии, являясь профессором и доктором психологических наук. Будучи примерно в 24-летнем возрасте, Блюма посещала курсы Курта Левина. Он в этот период занимался изучением мотивов, которые толкают личность на совершение каких-либо действий. После окончания занятий он любил неформально проводить свободное время со своими учениками. Не просто общаться, а с пользой для науки.

Например, они часто играли в «игру-поиск», в процессе которой девушка и сделала открытие, что внесло немалый вклад в развитие науки. Курт решил обратиться к официанту, с просьбой перечислить блюда, заказанные компанией людей за соседним столиком. Несмотря на большое количество позиций, работник вспомнил все. А вот небольшой заказ тех, кто уже расплатился, назвать не смог. Объяснив это тем, что просто не было надобности удерживать в памяти информацию, которая уже не актуальна. Клиенты ведь расплатились, какой толк помнить, что именно они ели и пили?

Эксперимент

Группе испытуемых было предложено выполнить различные действия, общее количество которых составляло примерно 22 задачи. Они были простыми и затрагивали практически все навыки и умения личности. Допустим, нужно было надеть бусины на нитку, придумать стихотворение, вырезать и слепить коробку из бумаги, умножить в уме трёхзначные числа или проявить художественные способности, нарисовав вазу.

Инструкция гласила, что необходимо справиться с заданиями максимально быстро и без ошибок. Но процесс завершения всегда нарушался экспериментатором. Наиболее часто именно в моменты полного сосредоточения на работе. Он просто предлагал перейти к выполнению следующей задачи. А на вопросы о том, что делать с теми, что не успели закончить – делал вид, что ничего не слышит. Отчего участники не имели чёткой картины происходящего. Но потом всё-таки разрешал вернуться к тем, что не успели сделать, чтобы довести начатое до конца.

По завершению испытания каждого просили перечислить, какие именно задания они выполняли. И что вы думаете? Около 90% испытуемых вспоминало именно о тех, которые не удалось доделать с первого раза. Остальные, сделанные без преград и вмешательств, просто оказались вытесненными из памяти.

Объяснение феномена

Сама Зейграник объясняла возникновение этого феномена благодаря мотивирующим факторам. То есть, личность охватывает потребность завершить начатое. Причём мотивация может существенно отличаться у всех. Например, часть людей согласилась на эксперимент, чтобы проверить свои возможности, узнать себя лучше. Часть – чтобы помочь науке, хоть как-то соприкоснувшись с её развитием. А кто-то просто хотел развлечься и решил поучаствовать, просто опираясь на свой азарт.

Причин можно назвать массу, но в любом случае у каждого участника был мотив, согласно которому он выполнял задачи и дошёл до конца. В момент прерывания деятельности оказывалось, что его намерение, согласно которому он выкладывался, получалось неосуществлённым. Отчего появляется напряжение, что совершенно оправданно. Столько приложено усилий и все зря. Вот тогда-то такое намерение остаётся в памяти, чтобы в дальнейшем найти возможность реализоваться.

Курт Левин назвал такое намерение квази потребностью, то есть отличающейся от истинной потребности, являясь как бы вторичной. Её целью служит снятие возникшего напряжения впоследствии незавершённости. Отчего человек неосознанно будет воспроизводить в жизни похожие ситуации, пока не удастся разрядиться. Именно по этой причине испытуемые добровольно возвращались к делу, на котором их прервали, если был небольшой перерыв между заданиями.

Исследование Розенцвейга

Интересный опыт провёл Саул Розенцвейг. Его результаты оказались немного различными с теми, что получила Блюма. Он внёс изменения в процедуру тестирования, сказав участникам, что эксперимент направлен на изучение их умственных способностей. Это полностью поменяло ситуацию. Так как теперь испытуемые вытеснили задачи, с которыми не смогли, или не успели справиться. Они помнили лишь те, что удалось успешно выполнить. Никто не хотел признавать себя глупым, чрезмерно медленным и неспособным на сложную интеллектуальную работу.

Нюансы феномена

В 2006 году в Миссисипи учёные провели эксперимент, схожий с тем, что придумала Зейгарник. Только задача стояла немного другая. Экспериментаторы изучали влияние ожидания награды на успешность работы. Оказалось, что эффект теряет свою силу при дополнительных условиях. Испытуемых поделили на две группы. Первой сказали, что обязательно оплатят их работу, второй же ничего не обещали. После того, как им не дали доделать задание, а предоставили новое, то в перерыве 86% участников, не ожидавших денег, предпочли вернуться и таки завершить начатое. В то время как 58% испытуемых, ожидавших оплаты, удовлетворились тем, что успели сделать.


Этот эффект можно использовать для собственного блага. Ведь, как говорится: «Кто предупреждён – тот вооружен». По крайней мере, в СМИ уже давно манипулируют сознанием населения с помощью незавершённых действий. Вспомните любой сериал. Каждая серия обычно обрывается на самом интересном моменте, вызывая острую необходимость как можно быстрее посмотреть, что будет дальше.

Так почему бы не увеличить собственную продуктивность, зная эту хитрость? Стоит хотя бы начать работу, отодвинув подальше , если таковая имеется. А после переключиться в качестве отдыха на другой проект. Или просто сделать перерыв. Ваше подсознание не даст вам возможности избежать участи и будет постоянно напоминать о том, что не удалось доделать.

Техника «пустой стул»

В любви же всё немного сложнее, если не выходит прояснить отношения с кем-то значимым, это может вызвать массу тревоги. Которая негативно скажется, как на самооценке, так и на здоровье в целом. Но что делать, если бывший партнёр не идёт на контакт, или если прошло так много времени с тех пор, что не известно даже где его искать? Или, в худшем случае, если его уже нет в живых? Существует техника «пустой стул». Желательно, конечно, выполнять её в присутствии психотерапевта, но можно попробовать и самостоятельно.

Следует поставить напротив себя стул, на котором представить образ значимого человека. И действовать в зависимости от остановленной нереализованной потребности. Можно рассказать о своих чувствах и вообще о том, что не выходит по каким-то причинам заявить в реальности. Можно наоборот, задать вопрос и прислушаться к своим ощущениям, чтобы понять, что на самом деле происходило с партнёром, что он так себя повёл.

Будьте внимательны к тому, что происходит, к каждой своей мысли, эмоциям, замечайте, что творится с вашим телом. Попробуйте поставить точку, извинившись, или извинив его. Позвольте себе освободиться от накопленной тревоги и незавершенности процесса. Посидите пару минут, вернувшись к себе в момент здесь и сейчас, отпустив ситуацию.

Завершение

Работа Блюмы оказалась фундаментальной, послужив основой для формирования одного из принципов гештальта – завершённости, целостности. В психологии часто используется этот термин и практически каждое направление психотерапии стремится помочь личности осознать моменты, которые оказались прерванными, чтобы снять напряжение и таки закончить начатое. Так что, осознавайте свои гештальты, закрывайте их и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Зейгарник Блюма Вульфовна - советский психолог. Психологическое образование получила в 20-е гг. в Германии в лаборатории К.Левина, где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода.

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. в литовском городке Пренай. В этом же городе она окончила гимназию. К сожалению, не представляется возможным сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни, поскольку они не сохранились.

Она достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого языка.

Случайно Зейгарник зашла на лекцию профессора Макса Вертгеймера и поняла, что посвятит изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения.

Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению личности заметно отличался от принятого в среде гештальтпсихологов подхода.

Приблизительно в это время (точнее в 1925 г.) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила удивительную закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник». Суть данного феномена заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные.

Во время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное время решить какую-либо задачу. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора (например, из-за нехватки времени) эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач.

Спустя 40 лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе интерпретировать открытый Зейгарник эффект: поставить его на служение своим теориям либо опровергнуть его.

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе.

В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов.

С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, являясь ближайшим сотрудником Л. С. Выготского.

30-е годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном.

В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач (на Урале) под руководством А.Р. Лурия. После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии института психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1967 г. профессор кафедры медицинской психологии психологического факультета МГУ. Зейгарник - организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Зейгарник укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли психологии.

В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология.

Теоретические наблюдения и практический опыт были обобщены Зейгарник в следующих книгах. «Нарушения мышления у психически больных» (1959), «Патология мышления» (1962), «Введение в психопатологию» (1969), «Основы патопсихологии» (1973), «Патопсихология» (1976).

В 1978 году профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия 1-й степени за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации людей, страдающих психическими заболеваниями. В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных - основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях Зейгарник показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник "Патопсихология"(1986 год), адресованный студентам, обучающимся психологии. Это первое издание в отечественной психологии, содержащее в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания, в нем обсуждается вопрос о месте патопсихологии в системе других наук, о значении патопсихологических исследований для решения общетеоретических проблем психологии.

Зейгарник и ее последователи описали особенности личности и мышления людей, страдающих шизофренией, эпилепсией, алкоголизмом и другими психическими расстройствами. Результаты этих исследований совпали с теорией Леонтьева, согласно которой личность во многом определяется иерархией мотивов, и продемонстрировали, что у душевнобольных людей эта иерархия существенно нарушена.

Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.

Б.В. Зейгарник умерла в 1985 г.

Зейгарник Блюма Вульфовна

(1900–1988) - российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект Зейгарник» В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованости, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки.

Сочинения:

    Нарушение мышления при психических заболеваниях. 1957;

    Патология мышления. М., 1962;

    Введение в патопсихологию. М., 1969;

    Личность и патология деятельности. М., 1971;

    Основы патопсихологии. М., 1973;

    Патопсихология. М., 1976;

    Теория личности К.Левина. 1981;

    Теории личности в зарубежной психологии. 1982

В последние годы жизни занималась разработкой общепсихологических проблем личности.

Феномен Зейгарник

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е годы Б.В. Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло, и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название "эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.

В разнообразных вариантах подобные опыты проводятся по сей день. И мало кто помнит, что у их истоков стоял безвестный берлинский официант.