Чем отличается левополушарное мышление от правополушарного? Два полушария – два типа мышления Образное мышление полушарие
0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.
Оба больших полушария выполняют важные функции. Правое полушарие воспринимает мир таким, каков он есть, во всем многообразии, левое полушарие упрощает мир, чтобы его можно было изучать и как-то менять. Без правого полушария мы бы превратились в роботов, без левого - не смогли анализировать и действовать, мир превратился бы в хаос.
Левое полушарие из всего разнообразия связей и отношений, выбирает простые, непротиворечивые и на их основе создает однозначно понимаемый смысл, благодаря которому достигается полное взаимопонимание между людьми. Например, 2+2=4. Такая однозначность и определенность позволяет анализировать, делать логические выводы. При этом контекст, затрудняющий понимание смысла, конкретность, ясность картины, вносящий противоречие, беспощадно исключается. Например, логическому мышлению недоступно, как человека можно одновременно и любить, и ненавидеть.
Преобладание левополушарного мышления обедняет человека, лишает его сочности восприятия, понимания всей полноты неисчерпаемо богатого мира и радости от вовлеченности в него. В каждом случае решения внутренних или межличностных противоречий, есть различные нюансы, которые невозможно свести к общему знаменателю логики. Поэтому доминирование логического, формального мышления может приводить к тупиковым и неразрешимым умозаключениям.
Неполноценность образного («правополушарного») мышления создает постоянные конфликты со средой и с самим собой. Потому что логическое мышление по природе своей альтернативно, оно не признает полутонов, компромиссов между «да» и «нет». Образное же мышление находит непредсказуемые, незаурядные и оригинальные выходы в самых безнадежных условиях.
У правого полушария прямо противоположное левому назначение. Оно мгновенно воспринимает реальность во всем богатстве противоречивых, неопределенных и многозначных связей и образует многоликий смысл.
Правое полушарие все объединяет, создавая неповторимый сплав. Именно правое полушарие способно к созданию многозначных связей и выявлению новых, и соединению их с существующим опытом (что и составляет основу озарений).
Благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешать внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.
Неполноценность или неразвитость правополушарного мышления (образного) является проявлением не только психических и соматических (телесных) расстройств, но и важным звеном в механизме развития этих нарушений.
Кроме нашей сознательной (левополушарной) части психики существует значительная часть (правополушарная) - это наше бессознательное. Ее не контролирует сознание. В бессознательном хранится огромный пласт информации, опыта, который не имеет «прошлого» и «будущего». В бессознательном всегда настоящее. Это означает, что любые события и впечатления нашей жизни воспринимаются как настоящие. Они влияют на нас постоянно. Например, какие-либо неприятные впечатления детства или далекой юности живут в бессознательном и воспринимаются нами как происходящие сейчас. Бессознательное влияет на наше поведение и на все процессы в организме, причем это влияние редко нами осознается.
Уже на первом году жизни мы получаем опыт в символическом виде. Этот опыт запоминается психикой, и на его основе формируется представления о самом себе, об окружающем мире, об отношениях с ним. Эти представления существенно влияют на наше поведение, отношения и здоровье. И самое грустное, что эти представления нами могут не осознаваться, а значит и изменить то, что мы не знаем, трудно. Если эти представления негативные, то мы будем стремиться к соответствию внутреннего и внешнего - будем отказываться от успеха, здоровья, благополучной семьи и т.д.
Внутренние образы влияют на нас не менее активно, чем любой внешний предмет. Из психофизиологических исследований: образы жизненно важных событий и объектов могут вызывать такие же поведенческие реакции, как и восприятие этих же событий и объектов наяву.
Кустодиев Б.М. «Балаган»
Символический мир, мир культуры способен оказывать на наше развитие более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события.
Информация, попадая в правое полушарие (если по каким-то причинам не была вовремя осознана) хранится в закодированной форме и недоступна для левого полушария (сознания).
Внутренний мир сокровенен, в него не залезешь с микроскопом, это мир открывается только посредством образов.
Правое полушарие - источник бессознательной мотивации (желания действовать), оно автоматическое. Если там все в порядке - мы успешно достигаем своих целей, как на автопилоте. Но если там существуют убеждения противоположные нашим сознательным целям, то никакими уговорами, внушениями, изменением поведения исправить наши бессознательные установки невозможно.
Корни наших проблем спрятаны в бессознательных слоях психики и использование языка логики ничего не меняет, а ведет в тупик. Наши умные «левополушарные» мысли никак не влияют на решение «застойных» проблем. Если бы можно было запросто менять один образ мыслей на другой, все были бы богатыми, уверенными и любимыми, повторяя перед зеркалом: я богат, уверен и любим.
Проблема, которую мы гоняем по кругу своего мысленного лабиринта, не решается. Если мы, в ходе долгих усилий и анализа, поймем, что нас неправильно воспитали родители, мама нас не так пеленала - это ничего не изменит.
За счет чего происходят изменения при психотерапии? При психотерапии активизируется функция правого полушария мозга, которая была заблокирована из-за активности левого (мысленного анализа). И мы сходим с узкоколейной логики и расширяем свое понимание проблемы. Правополушарная способность к установлению разнообразных связей, к многозначному мышлению позволяет разрешать личные вопросы.
Чтобы активизировать функции правого полушария (бессознательного) необходимо побыть в диалоге с собой. Наше бессознательное подготавливает нам события, действия, идеи, но мы пока об этом не знаем, мы не видим весь этот процесс подготовки, пока оно нам не выдаст готовый, зрелый плод своей работы.
Утрата контакта с собственным внутренним миром приводит к скоплению проблем и «заталкиванию» их подальше от сознания.
В наш гоночный век, век информационного бума, бесконечных школ личностного роста так важно остановиться, остаться наедине с собой, побыть и послушать себя. И после регулярных таких «разговоров», у нас не будет другого пути, как личностно подрасти, и это произойдет естественно.
Неоправданные требования среды приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.
Во избежание массового удушья личностным ростом предлагаю простое человеческое развитие.
Нервная система требует отдыха, бесконечные стимулы истощают ее. Мозг необходимо беречь, постоянное напряжение ведет к сбою и нарушениям. Жить в постоянном ускорении и стрессе невозможно. Нужно находить время для себя, побыть с собой в диалоге и тогда, все, за чем мы гнались, само догонит нас.
В диалоге с собой происходит то же, что и в кабинете у психолога. Мы вступаем в диалог, и благодаря функции больших полушарий, находим в себе ответы на свои вопросы. И есть масса вопросов и задач, которые можно и нужно решать самостоятельно.
© Кириллова Л.С. , 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора
Разделы: Школьная психологическая служба
Правополушарные люди за лесом не видят
отдельных деревьев, а левополушарные - за
отдельными деревьями не видят леса.
Б. Белый
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
- доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
- доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.
Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.
Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Равнополушарный тип - отсутствие ярко
выраженного доминирования одного из полушарий
предполагает их синхронную деятельность в
выборе стратегий мышления. Кроме того,
существует гипотеза эффективного
взаимодействия правого и левого полушария как
физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются равнополушарные
учащиеся.
Левое полушарие у них берет на себя основную
работу по организации переработки зрительной и
слуховой информации, моторного акта письма.
Написав диктант, дети этой группы замечают и
исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные
учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза
больше: на безударные гласные в корне, пропускают
мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные
окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни
согласные другими. В речи используют много
глаголов. Правополушарные
дети ошибки
делают в словарных словах, а также в гласных,
находящихся под ударением, имена собственные
пишут со строчной буквы, для ниххарактерны
пропуски, описки.
Причины школьных неврозов в младшем школьном возрасте.
Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.
Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Родители, воспитывая ребенка, часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получают, бывает, полностью противоположную.
В младшем школьном возрасте у детей могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.
Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат - постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Таким образом, создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.
Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.
Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.
Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Родителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть место под солнцем: лево-, право - и равнополушарным детям.
Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.
Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной" грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
13. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей деятельности.
14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
Технология «двуполушарного» обучения
как один из приёмов повышения качества знаний в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Вступление
Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.
Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
К числу основных функций стандарта следует отнести функцию повышения качества образования. Именно реализации данной функции и способствует методика «двуполушарного» обучения учащихся.
Ведущие типы восприятия информации у человека.
Все люди, взрослые и дети, условно делятся на две большие группы. К одной группе относятся люди с ведущим правополушарным типом восприятия, а к другой группе – люди с ведущим левополушарным типом восприятия.
Левополушарный ведущий тип восприятия способствует лёгкому усвоению грамотного письма. Грамотное письмо у таких людей формируется без больших усилий с их стороны – он им легко «даётся». Такие дети могут не учить правил, но писать грамотно. Но сочинения они пишут хуже. «Левополушарным» детям придётся совершать дополнительные усилия, для того чтобы научиться писать хорошие сочинения.
Правополушарный ведущий тип восприятия, напротив, не способствует лёгкому освоению грамотного письма. И даже если такой ребёнок отлично знает правила, применять их он часто не может. Но если такие люди читают достаточно много – они могут писать хорошие сочинения без особых усилий.
Происходит это потому, что правополушарный тип восприятия «отвечает» за лёгкость в общении, за развёрнутую коммуникативную и экспрессивную речь, за её образность. А вот левополушарный тип восприятия «отвечает» за грамотное письмо, за логичность построения речи, за работу со знаковыми системами.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка
Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.
Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т. д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.
Правополушарные , не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное - понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.
Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.
Профессор Трауготт: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации".
Профессор Хризман: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию".
Профессор Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно".
Особенности основных познавательных процессов
у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга
"Левополушарные" дети"Правополушарные" дети
мышление
Скорее рациональное
Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание)
Программируемое
Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами
Скорее эмоциональное
Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности
Спонтанное
Использование дедукции (примат общегоПривлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений
восприятие
Дискретное (по частям)
Аналитико-рассудочное
Абстрактное, инвариантное
Лучше воспринимаются стимулы вербальные, легко различимые, знакомые
Хорошее восприятие речи (устной и письменное) ее смысловых аспектов; различение главного
Плохое восприятие сообщений на фоне шума
Хорошее восприятие высоких звуков
Восприятие целостное
Восприятие эмоционально-чувственное
Восприятие конкретное
Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые
Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без ее анализа), шумы
Хорошее восприятие сообщений на фоне шума
Хорошее восприятие низких звуков
память
Хорошая слуховая память
Плохая память на образы
Хорошая память на цифры, формулы, слова
Доминирование функции перекодирования
Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание)
Хорошая произвольная память
Хорошее запоминание последовательности событий и их вероятностных свойств
Хорошая образная память
Плохая слуховая память
Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д.
Доминирование функции запечатления
Хорошая непроизвольная память
Общая характеристика интеллекта
Хорошо развит вербальный, логический компонент; приверженность теории
Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент; приверженность практики
Особенности "левополушарной" и "правополушарной" стратегии обучения
(по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)
При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. В наглядном виде отражаются правила, структура изучаемых явлений, т.е. символиические обобщения (схемы) являются как бы вербальной формой запечатления.
Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Нежелательны лишние жесты, кроме регулирующих. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся. Паузы и громкость используются для более четкого выделения в речи смысловых частей.
" Правополушарная" стратегия обучения также характеризуется особенностями, соответствующими деятельности и психическому раскладу "правополушарных" детей.
Учебный процесс строится с опорой на образное мышление учащихся. Используемые при объяснении образы должны не дробиться на части, а отражать суть изучаемого явления и выступать основным средством донесения материала до учащихся. Главными при этом будут зрительные образы, в определенных случаях необходимо привлекать и слуховые, кинестетические (двигательные), и осязательные, и обонятельные, и эмоциональные, активизирующие соответствующие виды памяти.
Целесообразно применять наглядный материал, схемы, насыщать речь сравнениями и метафорами. Особенно эффективна динамическая наглядность (действующие модели), слуховая (различные шумы) и др. Вербальную информацию нужно подкреплять образной, желательно разворачивающейся во времени, включать эмоции, действия (например, чертить что-нибудь в воздухе), уделять особое внимание информационной значимости элементов объяснения (краткость и конкретика)
С помощью выразительных средств речи - интонации, громкости, пауз - учитель может управлять вниманием учащихся и устанавливать с ними доверительное общение, необходимое для сотрудничества на уроке. Обучение "правополушарных" учеников должно в максимальной степени опираться на их возможности, интерес к искусству, литературе и философским проблемам. При оценивании знаний важно учитывать повышенную эмоциональность этих детей и помнить, что "плохие" отметки не становятся для них стимулом в учении.
Типы учеников по М.Гриндеру.
п/пл/п
Любит информацию в письменной форме.
Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.
Любит проверять работу.
Не любит проверять работу
Повторяет фактическую информацию
Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию
Анализирует от части к целому.
Анализирует от целого к части.
Предпочитает сначала чтение, потом фильм.
Любит смотреть фильм до чтения книги
Видит символы (слова, буквы).
Видит конкретные объекты.
С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в виде последовательной цепи:
обеспечение деятельности ученика с учетом выше указанных особенностей (создание условий для успешного решения проблемы);
сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда);
организация ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно (мотивационный этап – операционный - результативный) .
Согласно этой структуре, мы на каждом этапе должны так учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:
Организация ситуации успеха.
Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Особенности сенсорного восприятия
Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера.
Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или "закатывать глаза к потолку". Эта реакция не случайна. Глаза в сторону - нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.
Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.
Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Правополушарные
Левополушарные
Пространственная организация (часть доски)
левая
правая
Цветовая организация (цвет доски и мела)
Светлая доска и тёмный мел
Тёмная доска и белый мел
Условия для успешной деятельности
Образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм
Технология, детали, линейный стиль изложения. Неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке
Формирование мотивации
Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая пртребность в умственной деятельности, в образовании
Операционный этап.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.
На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - не хватает условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ребенку включиться в работу, стимулирует его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов.
Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.
Правополушарные
Левополушарные
Восприятие материала
целостное, зрительное, интонация речи
дискретное (по частям), смысл речи
Переработка
быстрая, мгновенная
медленная, последовательная
Интеллект
несловесный, интуитивный
словесный, логический
Деятельность
практическая
теоретическая
Эмоции
экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость
интравертированность, радость, чувство наслаждения
Память
непроизвольная, наглядно-образная
произвольная, знаковая
Мышление
наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное
абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное
Результативный этап
Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности ученика в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.
Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик - как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Подобное положение чревато множеством негативных последствий.
Исполнительский стиль мышления формируется у детей уже в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления ребенка. Недаром существует закон: в детских творческих работах учителю запрещается исправлять даже самые вопиющие ошибки. Замечено, что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтны, чаще дают другим отрицательные оценки.
Тем не менее итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т. д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.
При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы "закрытого" типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы "закрытого" типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с "открытыми" вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы "открытого" типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
Правополушарные
Левополушарные
Самоконтроль
не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация
высокий самоконтроль речи, изложения материала
Характерные ошибки
ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы
безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания
Методы проверки
устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)
письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)
Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей.
1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями.
2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.
3. Составление сказок.
4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)
5. Метод введения нового героя. (Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).
6. Прием "до сказки". Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).
7. Метод описания. Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.
8. Метод изменения в подсистеме героя сказки. Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?
9. ММЧ. Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.
10. Прием оживления. Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.
11. Словесное рисование. Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.
12. Метод чудесных превращений. (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).
13. Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние). Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).
14. Системный лифт. (Круговорот воды в природе).
15. Прием синтеза. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)
16. Метод проб и ошибок. (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).
17. Проблемный вопрос. Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.
18. Метод дополнения. Учитель начинает - дети заканчивают.
19. Метод звукового ощущения. Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?
20. Метод ассоциации. На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д. (Методы работы взяты из программы РТВ).
Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении.
Приведём пример заданий при изучении словесности.
ПравополушарныеЛевополушарные
Сочинение
Анализ рассказа
Составление слов и предложений из частей
Разбор слов и предложений по составу
Чтение-пересказ
Прослушивание текстов
Чтение по ролям
Обучение чтению других
Задания на правописание
Задания на поиск ошибок
Нахождение взаимосвязи
Применение изученного правила
Нахождение отрывков в тексте
Сопоставление текстов
Упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга . Это такие упражнения, как: “Найди логическую ошибку”, “Следи за логическим рассуждением”, “Расширь свой взгляд на мир”; игры-бои: орфоэпический, орфографический, морфологический и т. п.; тесты Г. Айзенка, тест “Корректурная проба”, задания типа “Выбери четвертое лишнее”, “Составь алгоритм” и другие.
Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют обучающие игры: “Конкурс сказочников”, “Древо мудрости”, “Волшебный карандаш”, “Ученый совет”. Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в “боевую” готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. Словарная работа по методу Цицерона, “Матрешки”, использование “Стратегии орфографии” (из НЛП); упражнения по визуализации образов, развивающие умение видеть внутренние образы, типа “Составь портрет словосочетания”, “Сочини грамматическую сказку”, чтение по ролям, тоже способствуют этому.
Правополушарное обучение.
Психологи указывают на то, что до 10-летнего возраста у учащихся преимущественно активизировано правое полушарие, ответственное за целостное восприятие, что способствует развитию творческого потенциала, перенесением акцента на невербальное обучение.
Прием «Карточки мгновенного предъявления». Учащиеся на карточках иллюстрируют конкретные и абстрактные понятия, что стимулирует нетривиальный взгляд на абстрактные понятия, активизируют образное мышление.
Прием «Интерпретация». Во время прослушивания музыкального фрагмента учащиеся сопоставляют их с определенным понятием из написанных на доске и находят соответствие. Данный прием желательно использовать до изучения темы, т.к. он позволяет извлечь и активизировать уже имеющуюся у ребенка информацию об объекте или явлении, который предстоит изучать, чтобы впоследствии восприятие темы было более эффективным.
Прием «Драматизация». Этот прием давно применяют в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Холистическое обучение предполагает его применение при изучении естественных наук. Драматизация помогает запомнить особенности объекта или явления природы, понять динамику процесса или научную концепцию. Учебная игра «Я садовником родился» в своей основе построена на приеме драматизации. Каждый учащийся выбирает себе роль (например, цветка), затем он ищет нужные сведения в дополнительной литературе, а на уроке использует их. Учитель играет роль садовника, который обращается к тому или иному цветку, говорит с ним, узнает об особенностях его жизни.
Драматизацию можно проводить в письменном виде, предложив написать учащимся сочинения о своих мысленных перевоплощениях: «Я - снежинка», «я – капля воды», «Я - бабочка» и др.
Прием «Визуализация». Это управляемое фантазирование, воображаемые путешествия под руководством учителя: путешествие внутрь своего организма, в недра Земли или Солнца, внутрь живой клетки и др. визуализация может играть роль проблемной ситуации или роль эмоционально-образной оболочки, надетой на логически-рациональный каркас научных фактов, сведений, соединяя их в целостную картину. Для осуществления визуализации необходима спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, неяркий свет, спокойная музыка. Учитель может использовать текст описания явлений из научно-популярной литературы. Под чтение этого текста учащиеся воображают явление и отвечают на вопросы.
Одним из преимуществ подобных визуализаций перед наглядными методами является то, что осуществляется не пассивное освоение готовой информации, а происходит активная работа мысли и воображения, обогащающая имеющийся опыт ребенка, создаются новые образы, организована развивающая деятельность.
Левополушарное обучение.
Левое полушарие осуществляет переработку информации логически, последовательно. Необходимо использовать логический способ рассуждений – это умение, постепенно развивающееся с детства. Дети учатся высказывать суждения, делать умозаключения, используя вначале конкретные примеры, а затем переходя к абстрактному мышлению.
Прием «Классификация». Задание помогает учащимся понять, что предметы можно классифицировать по нескольким характеристикам (цвету, форме, размерам и др.).
Прием «Решение проблем». Проблемное обучение тесно связано с левополушарным, поскольку решение проблемы включает логический анализ информации, имеющийся в распоряжении учащихся и касающийся данной проблемы, а также анализ полученной информации. Сделать такое обучение притягательным для учащихся можно только в том случае, если оно мотивировано и будет обладать личностной значимостью для ученика. Часто для решения проблемы учащиеся проводят исследования. Проводя опыты и эксперименты, анализирую добытую информации логически рассуждая, учащиеся находят решение поставленной проблемы.
Сочетание разных видов обучения .
Виды обучения – физико-сенсорный, правополушарный, левополушарный, эмоциональный и др. – это теоретические, искусственные категории. Необходимо использовать комбинации видов обучения. Для этого используются разнообразные интересные методы обучения: мозговая атака, сетка, синектика, латеральное мышление и др.
Прием «Мозговая атака». Она означает свободное выражение идей по определенной проблеме. Это процесс, цель которого выработать выбор возможностей, альтернатив. Во время мозговой атаки учащиеся должны воздерживаться от критики и оценивания какого-то ни было предложения. Мозговая атака это один из методов решения проблем, который учащиеся могут использовать в будущем.
Прием «Сетка». Эта форма мозговой атаки предназначена на нахождение связей между отдельными положениями. Ядро сети – установление связей. При построении сети проблему записывают в центре листа бумаги и проводят ответвления во все стороны, где записывают сеть проблем исходящих из исходной.
Прием «Синектика». Это процесс использования в рассуждениях метафор, аналогий, чтобы незнакомое сделать знакомым. При использовании данного приема у учащихся развивается умение создавать свои собственные связующие метафоры и аналогии.
Прием «Латеральное мышление». Такое мышление связано с инсайтом, творчеством, юмором. В его основе лежит перестройка информации, отход от жестких образцов, установленных практикой. Этот прием помогает ученикам создавать новые идеи, выделять и решать проблемы, изучать научные концепции. Такое мышление позволяет научиться мыслить гибко, разрушать старые схемы.
Эмоциональное обучение.
Холистический подход считает развитие эмоций учеников таким же важным, как и способность решать проблемы, логически думать и внимательно наблюдать. Эмоциональный компонент обучения можно включать в каждый урок, задавая тот или иной эмоциональный вопрос.
Прием «Дилемма». Это ситуация, которая требует выбора альтернатив. Умение перебирать варианты, видеть и выбирать альтернативу необходимо для формирования творческой личности. Чтобы помочь ученикам справиться с дилеммой предлагаются ведомости ценностей. Они содержат описание дилеммы и вопросы для учащихся. Учащиеся знакомятся с ведомостью ценностей, обсуждают ее, отвечают на вопросы.
Прием «Занятие позиций». Есть проблемы в жизни и в науке, которые могут вызвать глубокие чувства. Но ученики не могут проанализировать и выразить свою позицию. В данном приеме учащиеся отмечают крайние позиции по обсуждаемой теме, и дать им возможность объяснить эти позиции.
Заключение.
Создание мотивации на обучение тоже является эффективным фактором для проведения качественного урока. Привести ребенка в проблемное состояние, когда он заинтересован в решении поставленной задачи, помогает так называемая “метафора”- своеобразная притча, поучительная история, даже анекдот, афоризм - которую мы не расшифровываем, не объясняем смысла. Но, рассказав ее в начале урока, мы воздействуем на оба полушария головного мозга, переводя ученика из проблемного состояния в желаемое. Приведём в пример одну из историй Н. Песешкиана:
Небольшая разница.
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: “ Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких!” Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, произнес: “ Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных!” Властелин щедро наградил предсказателя. Придворные удивились: “Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!” “Все зависит от того, как сказать то, что сказано”.
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое . Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.
О работе двух полушарий
Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:
- левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
- правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, и образы
- смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
- интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.
Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.
Как узнать, какое полушарие преобладает?
Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести , вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.
Характеристики правополушарного мышления
Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.
Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.
Зачем развивать правополушарное мышление?
Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».
«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».
В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.
Упражнения для активизации правого полушария
«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик , Майкла Микалко, Джулии Камерон, Мерили Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».
Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.
- Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.
Вначале зрительные образы : банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.
Телесные образы : поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.
И в конце – обонятельные и осязательные образы : аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.
- Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.
Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?