Почему дети лучше воспринимают учителей мужчин. Учитель-мужчина. Редкая птица в наших широтах. Есть смысл тратить жизнь на учительство

Экология жизни. Дети: В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе

В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, зав. отделом Центра психического здоровья.

Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.

Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.

Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо - мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки - ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

Одна из самых распространенных педагогических ошибок - установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять - сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.

При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения - более степенный, скромный.

Есть и еще один аспект.

В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

Недавно на одном сайте, посвященном профориентации, я встретила список «самых мужских профессий» по мнению его составителей. В него закономерно попали летчики и моряки, шахтеры и сварщики, спасатели и военные. Профессии «учитель» или «преподаватель» в этом списке не оказалось. Также ее не нашлось ни среди «самых интересных», ни среди «самых престижных»; не встретилась она ни в «перспективных», ни в «популярных». Я уже хотела было окончательно расстроиться, как открыла последний список - «самых женских» профессий. Искомое находилось там под номером 1. Лучше бы я окончательно расстроилась на страницу раньше, было бы не так обидно за свое дело.

Я, конечно, сама пополняю эту статистику, являясь учителем-женщиной, а попросту «учительницей», «училкой», но как же часто не хватает нашей школе учителей-мужчин, способных внести мужское начало в обучение и воспитание ребят и гармонию в большие женские коллективы, которые в народе не зря зовут «серпентариями»!

По статистике 2010 года в России из 1,36 млн. учителей к сильному полу принадлежали всего 7%. Не думаю, что за четыре года ситуация принципиально изменилась. Самые частые возражения и объяснения этому явлению слышал, пожалуй, каждый: «На учительскую зарплату семью не прокормишь!», «Не мужское это дело!». Редким выпускникам педагогических вузов, идущим работать в школу, удается избежать подобного прессинга.

Мне удалось побеседовать с шестнадцатью учителями-мужчинами, рассказавшими о своем отношении к профессии. Кто-то из них преподает в настоящее время, кто-то выбрал другой путь, в любом случае, бесследно работа учителем не проходит.

Путь в профессию учителя чаще всего связан с педагогическим вузом. Большинство моих ровесников (7 из 16 опрошенных - молодые люди с педагогическим стажем от 1 до 5 лет) объяснили выбор вуза низким конкурсом, наличием бюджетных мест или другими прозаическими причинами.

Николай Николаевич Боровков, 1 год педстажа, учитель математики и информатики: «Поступил после армии, т.к. не хотелось терять год, а здесь брали сразу на второй курс. Поработал в летних лагерях и школе на практике, понравилось».

Александр Андреевич Каретник, 3 года педстажа, преподаватель физкультуры и ОФП: «Во время обучения и после окончания КузГПА поработал на РЖД: проводником, начальником, инструктором направления. Многое применял из полученного мною в академии. Но в один прекрасный момент получил хорошее предложение возобновить тренерскую карьеру в Москве! Поэтому оставил железную дорогу и уехал работать тренером».

Однако призвание и мечты об учительской стезе - вещи непреходящие, существующие во все времена. Чаще, конечно, о них упоминали более опытные учителя, чей выбор жизненного пути пришелся на советское время.

Александр Николаевич Игрицкий, преподает около 40 лет математику и физику школьникам, а также спецдисциплины, связанные с физикой и математикой у студентов: «Первый червячок появился в родной школе, когда по предложению нашей учительницы по математике Вероники Евгеньевны Балакиной стал вести математический кружок для 5-6 классов. Потом вел занятия в институте в физматшколе при МИФИ… Потом… Потом всё! «Коготок увяз - всей птичке пропасть!» Последний и решающий аргумент: на первом курсе после успешной сдачи первого коллоквиума по математике мне разрешили принимать коллоквиум у своих однокурсников… А затем сказали: вам бы преподавать…»

Вадим Евгеньевич Жутовский, 15 лет педстажа, преподаваемые в разное время предметы - английский язык, история, технология, право: «По природе - гуманитарий, но свою взрослую жизнь начал технарем. Окончил техническое училище, два раза не поступил на истфак. Потом друзья посоветовали идти на системного программиста. Но в 90-е поменялась архитектура ЭВМ - появились персональные компьютеры, а потом и Союз развалился. Немного помаявшись, получил второе высшее - учитель английского языка и литературы. Так для меня открылись двери в школу, о чем всегда мечтал: мама, бабушка, двое дедов были учителями. В 2009 году осуществилась, наконец, еще одна моя мечта - получил третье, историческое образование и стал учителем истории. Вот так не быстро вышел на цель».

Сергей Смирнов, преподаватель физики и спецразделов математики с 30-летним стажем: «Сначала - по нужде. Потом понял - повезло!»

Но и от молодежи, на которую принято пенять во все времена, можно услышать искренние слова о своей профессии.

Денис Гиряев, 2 года работы учителем математики и 2 года руководства собственным образовательным проектом: «Как, наверное, многие дети, ещё с детства я хотел стать учителем. Учась же в старших классах, я понял, что это не детская глупая фантазия, а деятельность, к которой лежит душа. Да и мой учитель математики — Заслуженный работник образования Республики Беларусь Волков Михаил Николаевич — стал для меня примером, на который стоит равняться. Он не просто учил математике — он учил жизни. По сегодняшний день я благодарен ему за все, что он для меня сделал. Кстати, именно благодаря Михаилу Николаевичу, я осознал важную истину: что бы ты ни делал — делай это лучше, чем делали до тебя».

Посчитать, сколько респондентов ушли из профессии, а сколько в ней остались, оказалось неожиданно сложно. Если, бросив работу учителем, уходишь в инженеры - все просто и понятно: ушел. А если при этом по субботам подрабатываешь в школе? А если ушел на пенсию по выслуге лет? А если - в районо? Мотивы же полностью или «частично» ушедших поддаются обобщению намного лучше.

Александр Александрович Казанцев, 17 лет педстажа, преподаватель истории и социальных дисциплин, тренер по шахматам: «Ушёл. У тренера зарплата очень низкая, а в общеобразовательной школе морально противно работать. Последней каплей стало требование написать объяснительные за двойки, вместо неё написал заявление».

Михаил Олегович Никаноров, 3 года педстажа, учитель информатики: «Ушел по причине несоответствия объема труда и времени заработной плате». Точно ту же причину назвали еще два его коллеги и бывших одногруппника, успевших поработать в школе, - Николай Боровков и Сергей Дмуховский. К слову, все трое, как и многие учителя информатики, ушли работать в сферу информационных технологий. Денис Гиряев добавил к этой, основной, претензии, что «не готов работать в рамках устаревшей системы, пропитанной глупым бюрократизмом и отторгающей любые реальные инновации».

Претензии к бюрократизму не единичны, но есть и те, кто готов с ними мириться ради чего-то более важного.

Алексей Валентинович Судничников, 3 года педстажа, учитель информатики: «Уйти? Да, хотелось. И не раз. Причины - бюрократия и чрезмерная наглость детей и/или родителей. Но последнее время - всё меньше. К бумажной работе как-то привык, а с наглыми научился справляться».

Впрочем, тех, кому работа исключительно нравится, не меньше.

Константин Николаевич Шнянин, 3 года педстажа, учитель физкультуры: «Я работаю учителем, профессию менять не собираюсь (наверно, потому что у меня есть какие-то шансы занять управленческую должность). Я занимаюсь любимым делом, и за это платят деньги (как сказал мне один многоуважаемый человек: «заниматься любимым делом и получать за это деньги - мечта каждого человека»). Все вокруг кричат, что учителям мало платят, но можно получать и в школе нормальные деньги, если не сидеть на своем стуле. Проходит много конкурсов, мэрия всячески поддерживает учителей, а особенно молодых».

В целом щекотливого вопроса заработной платы в беседах я старалась не касаться. Работает человек - значит, либо хватает, либо призвание первично, а заработок может найтись и где-то еще. Однако эта тема не может не волновать тех, кто в нашем обществе традиционно является главой семьи, кормильцем.

Александр Геннадьевич Баданов, педагогический стаж около 17 лет, в школе преподавал информатику, экономику, был руководителем различных технических кружков, в настоящее время работает со студентами: «Чисто» учителем никогда не был. В образование пришел уже с некоторым багажом знаний и опытом работы в сфере ИТ. В настоящее время моя работа связана с различными отраслями НХ. Вынужден работать в нескольких местах (в том числе и удаленно). Несмотря на радужные картинки о средних зарплатах и финансовом благополучии работников сферы образования - это несколько не так. Я с удовольствием бы работал с полной отдачей в одном месте...».

Некоторые мои коллеги подошли к вопросу о профессии учителя философски.

А.Н. Игрицкий: «Это сложный вопрос - профессия. Сегодня, подводя итоги, невольно думаю, какая же у меня профессия? И прихожу к выводу - помогать людям получать любые знания. Ушёл ли сегодня из неё? Скорее да, чем нет. Почему? Могу несравненно больше, чем сегодня фактически делаю в обычном ОУ. Сменить профессии в моем её понимании не хочу. Это моё».

А Владимир Владимирович Милов, в прошлом учитель информатики с 19-летним стажем , сумел описать свой профессиональный путь буквально в одной фразе: «Школа - пединститут - учитель - директор - начальник отдела образования».

Завершить краткий экскурс в биографии наших учителей хотелось бы оптимистичным лаконизмом В.Е. Жутовского: «Уверен, что это - «моя колея».

О том, чем же отличается эта колея для учителей-мужчин и так ли страшен большой женский коллектив - .

Френды, а как вы относитесь к учителям-мужчинам?

Ну то есть я понимаю, конечно, что профессия педагога изначально была мужской, даже в институтах благородных девиц преподавали мужчины.
В последнее время часто слышу о том, что все наши проблемы, дескать, из-за того, что мало мужчин идет в педагогику. Да и те,кто идет...лучше бы не шли, в общем. Ибо там такая некондиция, что даже и говорить не о чем. И детей воспитывают в основном женщины. Если же еще и учитывать статистику разводов, и то, сколько приходится в наше время работатьмужчине, чтоб прокормить семью, то получается, что современные подростки растут почти исключительно под женским присмотром и котролем.
Вот и пожинаем мы потом - маменькиных сынков и чрезмерно активных дам, воспитанных такими же мамами...

Поэтому чисто теоретически учитель-мужчина - это вроде как хорошо.
Тем более, скажем так, достойный мужчина. Не хлюпик-задрот, не пьяница-трудовик и не тупой физрук,а именно Учитель. Молодой, современный, компетентный и,главное, не бабообразный.
Казалось бы,о чем еще большем можно мечтать.

И в нашей школе такой учитель есть.
Правда, мы с ним пока не знакомы.Он преподает географию, а мы это еще не учим.
Внешне нормальный мужчина, молодой, лет 30-32, высокий,симпатичный. Не убогий,одним словом.

И сразу первая мысль- чего ж его сюда,беднягу, привело? Что заставляет его жить на зарплату учителя? В городе-то Москве, с высшим образовнием, способностью заработать в 2-3 раза больше? У него же наверно семья, ребенок? Или нет семьи? А ПОЧЕМУ?

Он так сильно любит детей, что готов за копейки работать в школе? - у меня десяток знакомых мужчин, которые любят детей, и дети всех возрастов ходят за ними хороводом, но работать в школе им и в голову не приходит.
Он так любит географию? Ну, не знаю.

Что ты,хороший учитель! - говорит моя подруга, мать восьмиклассника. - Он даже места какие-то занимает! Не Учительгода, но что-то типа того... А всё потому, что у него девчонки учебник наизусть учат! В рот ему глядят!.. Ну а пацаны подтягиваются, что делать...

Ну вот, так я и знала. Без сексуального подтекста никуда.
Конечно,его обсуждают в женских туалетах и раздевалках. Может быть, и не только ученицы.
И даже если он кристально честный человек и примерный семьянин, все сводится к "ах, какой он душка". Он постоянно должен быть настороже.

Сегодня, например, географ вышел из школы покурить. Стоит на крыльце с сигаретой. Из школы выходит стайка подростков, класс 7-8. Среди них - голоногая девица на умопомрачительных шпильках.
- Маша! - кричит географ на весь двор. - А ты знаешь, что работу-то последнюю ты написала не очень? Давай-ка подтянись!
- Я что-то не пойму, Андрей Петрович, вы о чем? - жеманно обернулась к нему именно голоногая девица.
- Я? Про географию!
- Ааааа. А я-то думала. про что-то ДРУГОЕ! - с нажимом говорит девица подобщее хихиканье друзей. - Ну а что вы смеетесь? Хоть вот... про математику, например!

Громко смеясь,подростки убежали.
Почему он именно Машу из всей оравы окликнул? Он не представлял возможную реакцию?
Или того и добивался?
Ситуация достаточно скользкая, но у него таких немало, я так думаю.Он привык. А может быть, ему того и надо. Получает свои эмоции от этих полунамеков и смешков. Ну а кто из нас здоров.
Но мы-то, нездоровые,дома сидим, а он в школу пошел,работать с детьми.

а я вот думаю, нужны ли они, эти супермены, в школах, или без них проще?
Вот например стояла бы на крыльце тридцатилетняя училка и распекала бы шестнадцатилетнего оболтуса - ведь и в голову не пришло бы, что что-то тут не так.
А когда учитель-мужчина, это сразу подозрительно.
А вы что думаете?

Не стоит повторяться, и снова высказывать мысль о том, что мужчины занимают в жизни женщины немаловажное, а порой и первое место. Наибольшую важность приобретает значение мужчины, если, помимо половой принадлежности, он является еще и преподавателем. Преподаватель-мужчина - распространенное явление, встречающееся во всех климатических поясах. Науке не удалось выяснить, кто он в первую очередь - мужчина или преподаватель. Скорее всего, это гибридизированная особь , в которой проявляются различные качества. Как преподавателю, этой особи хочется добиться от экзаменующейся максимума знаний, а как мужчине - сделать ей что-нибудь приятное.

Можно выделить две большие категории преподавателей-мужчин: хорошие дяденьки и тираны.

Хорошие дяденьки могут быть таковыми при наличии у них остроумия, снисходительности или приятной внешности. Скорее всего, в идеальном преподавателе все эти качества объединены. Такие преподаватели всегда с улыбкой смотрят на хорошо выглядящих в день экзамена студенток. Частенько они шутят и смеются, выслушивая ответ, а также ценят чувство юмора при попытках завуалировать его незнание.

Они показывают все свои зубы (по-хорошему так) даже во время лекций, однако нельзя улыбаться им в ответ - это может вызвать незаслуженные подозрения в отношении ваших интеллектуальных способностей. Хороший преподаватель остроумен при чтении лекций, а, давая задание написать реферат по какой-то теме, он может тут же дать и адрес в Интернет, откуда этот реферат можно скачать.

Тираны становятся тиранами и начинают приносить вред обществу в силу своего характера. Если тиран молод, его поведение скорее всего является отражением скрытого комплекса неполноценности, о чем, однако, ему не следует говорить, тем более, на экзамене . Они порой прячут свою истинную личину под маской заигрывания со студентками. Так, например, мне знаком один преподаватель, который однажды перед экзаменом, проходя по коридору, погладил меня по голове. Впоследствии я сдавала ему экзамен три раза. На третий он поставил мне "отлично", но с экзамена я ушла с навязчивым ощущением, что он все-таки меня облагодетельствовал, причем против моей воли.

Признаки тирана выделить труднее, обычно они скрывают свое истинное лицо. Старого тирана, конечно, выделяет его ярко выраженная старость. Ярко выраженная молодость признаком тирана не является, наоборот, это может сулить удачу на экзамене . Так, однажды нашей группе посчастливилось прослушать курс лекций у одного очень молодого и очень привлекательного преподавателя. Когда он пришел на лекцию в первый раз, в ответ на его просьбу повесить карту к доске наперегонки кинулось по меньшей мере десять моих одногруппниц. Так, во-первых, он часто приходил на лекции в спортивной маечке, что доставляло женской части нашей группы просто эстетическое удовольствие. Во-вторых, именно в тот семестр, когда он читал нам лекции, ему посчастливилось жениться и уехать в свадебное путешествие, что дало нам возможность не утруждать себя посещением его лекций. В-третьих, не знаю, из-за чего я больше волновалась - из-за экзамена непосредственно или из-за того, что мне придется находиться в его обществе в течение нескольких минут. И, наконец, только на его экзамене я столкнулась с таким пониманием по отношению к студенту - наличием уже давно вымершего "белого" билета, блиц вопросов и прочих гуманных выдумок.

Да, но речь шла о тиранах. К внешним признакам молодых тиранов следует отнести тучность и не спортивность. Обычно молодой тиран имеет очень праздный вид. Он любит заигрывать со всеми особами противоположного пола, если только она не выше его по должности . Он приобнимает за талию, и как я уже упоминала, может погладить по голове.

Перед экзаменом у тирана нужно твердо уяснить, что им абсолютно все равно, что знаете вы. Их молодых волнует вопрос, знают ли они больше вас. Их старых вообще ничего не волнует. Бороться с ними трудно. Есть версии, что хорошо действует стратегия работы под дурочку, то есть неприкрытого восхищения преподавателем. Однако тиран непредсказуем, и это может не подействовать. Хорошо действует работа под отпетую отличницу, - то есть полный и бойкий ответ, к которому трудно придраться, в сочетании с просьбой одобрения во взгляде. Однако и этот метод может принести неудачу. В таком случае рекомендуется смена тактик, гибкость мышления, демонстрация высокого интеллекта и акробатических номеров. Если и это не поможет, рекомендуется брать преподавателя измором, при этом не обязательно приходить пересдавать ему экзамен в назначенный им день, можно зайти и в этот же день попозже. Студенткам с хорошими актерскими данными можно изобразить обморок или влюбленность. Какую-нибудь оценку такой пыл все равно принесет.

В общем, борьба с преподавателями требует творческого подхода. Но в то же время, нужно помнить, что мужчина-преподаватель является для студенток залогом успеха в учебе.

Ольга Коробанова

А ведь правда: в школе работает мало мужчин. Неужели пугает уровень заработной платы? В наше время и тем более в городе Омске – возможно! Однако работа в школе – не только количество денег в месяц. Учитель, педагог – призвание, прежде всего. Если вам приятно преподавать и преподносить знания и видеть результат, то не хотелось бы затрагивать проблемы оплаты труда вообще. Мы люди материальные в основном, но духовное в нас – тоже бьёт ключом. А что касается мужчины в школе, то эта работа не только дворника и сторожа, слесаря и ремонтника, но и опытного педагога, готового воспитывать, готовиться и научать. Ответ на вопрос: почему мужчин педагогов в школах немного – можно найти в интернете. Но они есть, работают добросовестно и уважаемые люди.

– Учитель-мужчина в школе – это здорово! – отвечает коллега и учитель истории, женщина. – Вызывает уважение! Учеников, как правило, это дисциплинирует, всё-таки мужчина, авторитет. Женский педагогический состав тоже стимулирует к тому, чтобы всегда хорошо выглядеть. Да и мужской взгляд на проблемы школы может отличаться от взгляда женщин-учителей. А это на благо школы.

– Почему мужчин-учителей мало? – настойчиво спрашиваю знакомого экономиста.

– Мужчины неохотно идут в школы, молодые люди – особенно! Первое и неоспоримое – это заработная плата. Если есть семья, то зарплаты учителя в среднем будет недостаточно на её содержание.

А вот что отвечает маркетолог – «нарываюсь» на это сообщение в интернете, почти случайно:

– Есть амбициозные малые, им присуще (не всем) стремление к карьерному росту или достижению вершин, показателей. В школе этого нет. Ну, станет лучшим учителем, но ведь финансово от этого не выиграет.

– Педагогом может быть только мужчина, который очень любит детей, имеет терпение и умение грамотно и доходчиво объяснить предмет. А это не всем дано.

На вопрос отвечает директор школы – человек бывалый, немолодой и наблюдательный:

– Если мужчина обладает необходимыми качествами, то он тем более не пойдёт в школу, а будет пробовать себя на другом поприще, где есть карьерный рост, где можно за меньшее время заработать больше. Почасовая нагрузка распределяется порой неравномерно, то есть уроки могут быть в первую и во вторую смену, нередко это большая задержка, а могут быть окна… Нельзя же устраиваться в школы, где работает лишь первая смена с подвесной, например. Подобных школ в городе не очень много! Знаете, какой мужчина способен чувствовать себя в школе удовлетворённо и никуда не рыпаться? Который не может или не хочет далеко двигаться, не обладает уникальными талантами, но ему нравится, чтобы его слушали, пусть и дети.

С молодым педагогом Виталием Алексеевичем Степченко знакомлюсь на VIII Международных аксиологических чтениях. На чтениях он работал соведущим на одной из секций. Молодой, умный, интеллигентный. Грамотно анализирует выступления, умеет выделить главное и существенное.

– Работаю в Многопрофильной академии непрерывного образования преподавателем истории и обществознания. Веду подготовительные курсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, занимаюсь подготовкой одаренных детей из районов области к участию в предметных олимпиадах. Филиалом «МАНО» является Сибирская школа нового поколения, где я третий год работаю учителем истории и обществознания. До этого пять лет отработал учителем истории и обществознания в общеобразовательной школе города Омска.

Окончил Виталий Алексеевич исторический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, он историк по специальности. Аспирант ОмГУПС по специальности «История». Кандидат исторических наук. Ему 30 лет, женат, воспитывает дочь.

– Что для вас профессия учителя?

– Для меня профессия – это то, что мне было интересно всегда, то, что я делаю с удовольствием. Еще с начальной школы интересовался историей, много читал, перечитал все, что было связано с историей в нашей местной библиотеке. В средней школе успешно участвовал в олимпиадах по истории и обществознанию. За первое место в областной олимпиаде по истории в 11 классе без экзаменов зачислили в ОмГУ на исторический факультет (была золотая медаль, она давала право одного экзамена, а историю засчитали как 100% за победу в олимпиаде). В университете с большим интересом учился, много читал. Лето проводил в археологических экспедициях (суммарно около года жизни в тайге за время учебы и еще, лет пять спустя, ездил). На пятом курсе университета пошел работать в школу учителем. С тех пор стараюсь передать свои знания ученикам, развить в них интерес к истории и обществоведческим дисциплинам, учу логически мыслить. Нравится работать со школьниками, абитуриентами, студентами. От ребят всегда исходит поразительное жизнелюбие и оптимизм, много шутим, смеёмся. Это очень помогает в суровых учительских буднях. О выборе профессии не жалею, занимаюсь тем, чем хотел заниматься с детства. Работать приходится много, но я рад, что могу обеспечить семью жильём и всем необходимым.

– Часто ли участвуете в мероприятиях?

– Подобные аксиологическим чтениям мероприятия у нас проходят часто. Только я в них участвую редко, так как этим в «МАНО» занимаются отдельные люди. Я преподаватель, организация мероприятий в мои обязанности не входит. Если вам интересны мероприятия и все прочее, чем занимается «МАНО», можете зайти на сайт или попросить интервью у нашего ректора Владимира Ивановича Гама. Он доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный учитель России. Он вам очень интересно расскажет про всё. Возможно, даже покажет, с ним всегда интересно беседовать – много знает и хороший стратег. В аксиологических чтениях я участвую не первый раз.

– Вам уже приходилось работать со специалистами Епархии?

– Непосредственно со Светланой Петровной Баранцевой был только на аксиологических чтениях. Она ведёт большую работу, направленную на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. К её работе отношусь с большим уважением. У нас сейчас мало людей, которые хотят подобными вещами заниматься. А она – профессионал, хорошо знает систему работы школы, может объяснить сложные вещи простым и понятным языком. Педагоги любят ее комментарии. Работая со школьниками, я прекрасно понимаю, что в сфере морали у молодежи и детей большие проблемы. Далеко не во всех семьях дети получают необходимое воспитание. Школа, конечно, в плане воспитания многого сделать не может, воспитывать должны родители. Но идеалы, принципы, нормы, личный пример педагогов, тоже играют свою роль.

– Чему должна учить современная школы и вы вместе с ней?

– Школа должна учить добру и справедливости, патриотизму, взаимному уважению. А мы, как живой инструмент, помогаем этому процессу. К сожалению, Интернет и телевидение учат противоположному. Но если объединять усилия семейного воспитания с тем добрым, что хотят привить ребёнку педагоги, положительные результаты будут. Ведь у нас много хороших, добрых, воспитанных детей. Только обращаем внимание мы в первую очередь на «плохишей», они бросаются в глаза.

Не задаю Виталию Алексеевичу вопросы о том, сколько он зарабатывает в месяц и двигается ли по карьерной лестнице. Что имеет этот замечательный и честный педагог – тем и поделится с детьми. История – его любимый предмет, а старание – это совесть и честь педагога.

Самая большая похвала учителю – сияющие глаза учеников. Сколько мы преподаём во время урока, как привлекаем и мотивируем подрастающее поколение, каким образом ребята усваивают материал – это и есть работа в учебном заведении. Наши поступки будут помнить, а знания – использовать во благо.

Я где-то читал, что смысл жизни – в служении. А профессия учителя – одна из тех, что в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе мы – не только учителя, но и ученики, по-настоящему уважать детей, и тогда наше служение может принести много пользы и добра.

Проблема нехватки мужского влияния всегда существовала в школе. У нас ведь много неполных семей и много мальчиков, которые растут исключительно в женском сообществе. И в этой ситуации яркий, интересный мужчина, который может повести за собой, – приобретение школы. Пожелаем же, чтобы их становилось всё больше!

Виктор Власов