Пёстрые шаровары или красный плащ: Почему традиционная одежда цыганок в разных странах отличается. Яркий цыганский стиль одежды Традиционный цыганский костюм

Информация для пошива традиционного цыганского костюма для профессионального танца
Юбка
Юбка должна быть широкой, свободной, чтобы было удобно двигаться в танце.
Длина ткани примерно 9-13 метров при ширине ткани 1,5 метра. Из этой ткани должно 2 солнца + оборки по канту примерно по 15-20 см в 2-3 ряда. Некоторые шьют юбки и 2,5 солнца, но справиться с таким количеством ткани могут только опытные танцовщицы.
Ткань не должна быть сильно лёгкой или прозрачной, иначе запутаться можно в такой юбке, но и тяжёлой тоже не стоит делать, а то "унесёт" ещё в танце.
Материал для юбки лучше всего брать легкий, но достаточно плотный, лучше мало мнущийся и хорошо ниспадающий. Лучше всего подойдет для этой цели атлас, искусственный шелк, полиэстер, смессовая ткань или штапель. Натуральные ткани, например натуральный шелк выглядят конечно очень красиво, но имеют неприятную особенность вытягиваться, от этого юбка может перекоситься и это будет некрасиво и неудобно для танца.

Юбка обязательно должна плотно сидеть на талии (резинка в поясе НЕ ПОДХОДИТ!)! В цыганских танцах оголять живот, ноги недопустимо! Поэтому основной юбки для настоящего цыганского костюма недостаточно. Желательно также изготовить нижнюю юбку. Она может быть не такой широкой как основная верхняя юбка, например солнце или полусолнце. К ней также нужно пришить оборку. В основном нижняя юбка шьется одноцветной, часто из более дешевого материала.

К основной верхней юбке пришивается оборка. Оборка может быть в один слой, но также и в два и три слоя. Конечно при этом ваша цыганская юбка будет ощутимо тяжелой, но выглядят такие костюмы шикарно. Основная юбка (если вы хотите сшить традиционный цыганский костюм) делается из набивного материала, то есть с рисунком, обычно цветочным, иногда используется рисунок в горох. Оборку при этом лучше делать одноцветной. Это создаст красивый контраст. Форма оборки может быть различной. Самая простая это сосборенная оборка, при этом полоса ткани собирается на нитку и пришивается к юбке. Можно выкроить воланы, это оборки, выкраиваемые по косой в виде полукруглых полос, которые затем сшиваются вместе и пришиваются к юбке.
Некоторые мастера по пошиву цыганских костюмов предпочитают вставлять в край нижней юбки леску, что придаст цыганскому костюму дополнительную пышность и воздушность.

Форма блузы может быть различной, рукава возможно сделать облегающими или очень широкими "цыганскими" или украсить их воланами и маленькими оборками. Традиционно в цыганском танце живот всегда был закрыт, однако многие современные исполнительницы позволяют себе блузки, которые завязываются спереди и оставляют открытым живот.

Очень красивым дополнением к цыганскому костюму является корсетный пояс. Его лучше сделать полужестким и не слишком широким, при этом он выгодно подчеркнет талию танцовщицы и не будет стеснять движений. И конечно ни один цыганский костюм не обойдется без красивой шали. Она также служит важным танцевальным аксессуаром. Шаль должна быть достаточно большой, не менее 1,5 метра чтобы ее можно было свободно повязать на талию и бедра или накинуть на плечи. В качестве шалей подойдут Павлов-посадские платки. Желательно, чтобы на них была бахрома. Чаще всего шали бывают полушерстяные, шерстяные, но можно использовать и шелковые платки с красивым рисунком и бахромой.
Если вы хотите создать совершенно традиционный, таборный образ цыганки, вы можете дополнить свой цыганский костюм головным платком или косынкой, повязанной узлом на цыганский манер.

Осталось надеть звенящие серьги, браслетов побольше, монисто на шею и ваш костюм для цыганского танца готов!

Теперь о пошиве

Для пошива костюма я брала 6 м набивной атлас-стрейч (ткань с розами) и 3м чёрного шифона при ширине той и другой в 1,5м. Нитки в тон. Косую бейку 20м черной и 20м бордовой, резинку для пояса широкую (6см) и резинку для оборки на декольте 2см шириной

Юбка является основой костюма, поэтому начнём с неё.

Выкраиваем два солнца-клеш:
Снимаем две мерки, обхват талии и длину будущей юбки. Длина юбки с оборками должна быть до щиколотки.
Нижний ярус оборки можно сделать 10-25см. Поэтому сначала рассчитаем оборки.
В моём случае, две оборки нижняя, чёрная 20см и верхняя из той же ткани, что и юбка 15см.
Измеряем обхват талии и рассчитываем радиус выемки отверстия для талии по следующей формуле:
R = ОТ/2П, где R – это радиус окружности, ОТ – обхват талии, а П = 3,14.
Например: ОТ = 54 см/6,28; R = 8,6 см
Этот радиус мы рассчитали для одного солнца-клёш, а у нас их два, значит радиус делим на два "солнца", т. е.,
R/2 = 8,6 см/2 = 4,3 см
Далее к радиусу ОТ прибавляем длину юбки без оборки .
Например: 4,3+70 = 74,3
Размечаем на ткани пол "солнца", если длина юбки вместе с радиусом больше 73-74 см, при этом ткань не складываем.
Детали будут располагаться так:

Или четверть "солнца", если длина юбки вместе с радиусом равна или меньше 73-74 см и ткань для этого складываем вчетверо. Выглядит это так:


В этом случае у нас получится круг, который нужно будет разрезать по радиусу, по долевой нити. Почему именно по долевой? Так ткань не растянется, когда вы будете сшивать два "солнца", а по поперечной нити ткань тянется!

В моём случае: Два отреза ткани 150см на 150см сложила в четверо (каждый в отдельности) .

От края юбки не забываем отступить 1-1,5 см для пришивание оборок.
Теперь аккуратно вырезаем, чтобы ткань не сместилась можно изначально приколоть булавками, но здесь будьте предельно осторожны, булавки должны быть очень острыми и без заусенец, иначе можно сделать затяжки и дырки в ткани.
Далее сшиваем части юбки. Поскольку ткань у нас тонкая, можно сшить части запошивочным швом. И должно получиться у нас вот это

Оборки

Для расчёта длины оборок нам необходимо узнать периметр двух окружностей наших "солнц".
Периметр рассчитываем по формуле P=2ПR, т. е., P= 6,28*70=440 см (периметр одной окружности), а у нас их две, значит 440*2 = 880 см (длина двух окружностей.
Теперь рассчитываем оборки 880*2 = 1760см т. е., приблизительная длина оборки 17м 60см (приблизительная длина оборки)
Я брала для оборки 18м и на ткани рассчитала их так:
Черная оборка: 150см / 22см, получилось 6 полос длиной 3м и шириной 22см. (3м*6полос=18м)
Оборка с розами: 150см / 17см, получилось 6 полос длиной 3м и шириной 17см.

Сшиваем полосы также запошивочным швом в огромное кольцо длиной 18м

Теперь присбореваем. Для этого полосы укладываем друг на друга
чёрную вниз, цветную наверх (как они будут пришиваться к юбке)
и с лицевой стороны прокладываем строчку отступив от края 1-2см.

При этом стежок на машинке устанавливаем на длину "5"

Должно получится вот так:

Далее аккуратно распределяем присборенные оборки по низу юбки. Запоминаем какое количество "присборенности" у нас получилось на определённый участок юбки. Делаем мы это для того, что бы равномерно пришить оборку.
Запасаемся терпением и не спеша прошиваем оборки на машинке, осторожно распределяя "присборенность" на предыдущей строчке стараясь её не порвать. Лучше делать это маленькими участками. Присборили - прошили, присборили - прошили.

Лично для меня это был самый тяжёлый этап в пошиве костюма и занял он 9 часов!!!

В итоге должно получится вот это

Пояс

Пояс нужно выкраивать по всем правилам и для жесткости проклеивать прокладочным флизелином или может даже дублерином.
Но у меня было всё гораздо проще. Преподаватель попросила, чтобы юбка была на резинке. (ЭТО НЕ УДОБНО!!! Когда держишь юбку за пояс, резинка в нём сминается и может перекручиваться, какой бы жёсткой она не была. Надо ещё прошивать резинку и пояс вместе)
Сделать это просто. Выкроила я полосу несколько больше объёма талии.
Даже не вспомню сколько см, всё делала быстро и на глаз. Главное, чтобы по ширине подходил под вашу резинку и просто пришила оставляя отверстие для вставки резинки

Получилось вот что

И с изнанки

Ура! Юбку сшили. Осталось совсем чуть-чуть.

Топ
Выглядит он так

А шьётся совсем просто.
Выкраиваем из остатков ткани прямоугольник равный по ширине 2 объёмам талии и желаемой длине.
И прострачиваем его шпульной резинкой

Из остатков ткани выкраиваем полосы мне хватило 1,5м .
Окантовываем косой бейкой.

И прошиваем так, чтобы можно было вставить резинку.
Примерно так:


и так:

Теперь топ и рюши можно просто "прихватить" пару ручными стежками в нескольких местах.
Я это делала уже при примерке.
И получаем вот такой:

Уф! Все!

P.S. Полноценные фото костюма можно посмотреть здесь.

Для выступлений.

А недавно задумалась, почему такой тип костюма — пышная юбка с воланами, блуза с широкими рукавами, золотые украшения — считается эталоном? Ведь все мы знаем, цыганки должны быть одеты в пестрые, очень пышные юбки, с обязательной розой в прическе и множеством золотых украшений. Мужчины - в красных рубахах, с кольцом в ухе и обязательно с медведем. Откуда пошло это представление? Стала читать, интересоваться, и вот какую информацию о цыганском костюме я нашла. Мне это кажется интересным. Надеюсь, и вам тоже.

Цыгане - древний народ, выходцы из Индии. Считается, что в Индии они относились к одной из низших каст, и это стало одной из причин их исхода оттуда. Далее цыгане расселились по всему миру. Изо всех стран и мест, где они жили, они вбирали культуру местного населения. Это сказывалось и на одежде. Цыгане всегда были бедны, поэтому их одежда была добыта у местного населения, или куплена по дешевке, или попросту украдена.

Есть у всех цыган общие черты и традиции, которые присущи всем группам.

Первое - это понятие «скверны». Считается, что вся нижняя часть половозрелой женщины нечиста. Поэтому цыганки всегда закрывают ноги, хотя могут ходить с практически обнаженной грудью, совершенно этого не смущаясь. Все, что соприкасается с ногами женщин - нечисто: юбка, обувь, пол и т.п. Кстати, интересный факт, некоторые группы цыган считают, что женщина осквернит весь дом, если поднимется на второй этаж. Поэтому они либо живут в невысоких домах, либо не разрешают взрослым женщинам подниматься на второй этаж. Но не все группы цыган думают так. Некоторые считают, что перекрытия хорошо предохраняют от скверны.

Кстати, слышала такую историю. В одном цыганском поселении как-то раз с утра один цыган увидел на своей машине женские туфли. Или кто-то подшутил, или решил осквернить его машину, неизвестно. Но, машину продали на следующий же день.

Возвращаясь к скверне, скажу то, что некоторые цыганки дополняют свой костюм фартуком, чтобы юбкой не осквернять вещи, до которых будут касаться другие люди.

Также заметной особенностью цыганок можно назвать то, что они носят своих детей на спине. Это стало необходимостью в их кочевой жизни, когда ребенка везде нужно было брать с собой.

Также все мы знаем огромную любовь цыган к украшениям, особенно золотым. Но это очень легко объясняется. Если, к примеру, европейский человек заработал много денег, он купит себе хороший дом, землю. А у цыган с древних времен постоянного дома не было и становиться оседлыми у них желания (или возможности) не было. Поэтому на заработанные деньги они покупали украшения и одевали все на себя, чтобы не потерялось.

Также интересно то, что цыганки ходят босые. Эта привычка у них зародилась еще в Индии.

Изменения костюма цыган можно разделить на периоды

1. Византийский период.

В XII – XVII в.в. цыгане, впервые появившись в Европе, выглядели очень необычно. Они долгое время прожили в Византии, и это наложило отпечаток на их костюм. Они носили нижнюю длинную рубаху и плащ.

Мужчины носили длинные бороды и серьги в ушах, что было в диковинку в Европе в то время. На головах у женщин были тюрбаны, одеты они были в длинные просторные рубахи у сверху носили покрывало, в которое заворачивали младенцев.

Цвета одежды были достаточно темными, серыми, коричневыми. Это можно объяснить как тем, что цветные красивые ткани в те времена стоили дорого, так и тем, что цыгане носили свою одежду подолгу, она выцветала и пачкалась, приобретая мрачный оттенок.

2. Период адаптированного костюма XVII — сер. XIX в.

В XVII веке по всей Европе были приняты антицыганские законы. Поэтому цыгане стали стараться одеваться в европейские платья, которые носились в стране, где они находились.

В этот период шли заимствования одежды, обстановки у жителей мест, где находились цыгане. В России, например, цыганки одевали кокошники, сарафаны, в их домах появились иконы и самовары. В Европейских странах происходило то же самое. Цыганки смело одевали лифы со шнуровкой, капоры и корсажи.

В это время у румынских и венгерских цыган начинают проявляться признаки костюма, который мы сейчас считаем традиционным.

Особенно хочется выделить такую группу цыган, как кэлдэрары (или котляры). Это цыганская этническая группа, которая сформировалась на территории Румынии.Именно они и создали «настоящий цыганский костюм ».

Их вклад в появление всем нам знакомого цыганского костюма можно выделить в отдельный период:

3. Считается, что котляры синтезировали в костюме все лучшее, что было у западных и восточных цыган.

Обязательными атрибутами костюма цыганки стали юбка, косынка и фартук.

Юбка длиной до щиколотки собиралась на талии в складки. Спереди обычно делали разрез, чтобы женщина могла одевать юбку не через голову, чтобы не осквернить верхнюю часть тела. Для той же цели служил и фартук. Также цыганка обязательно носила косынку, которую умела завязать множеством разных способов. А под фартуком женщины носили небольшие передники с карманом, куда складывали деньги и предметы туалета.

Цыганская тяга к золоту и украшениям теперь нашла свой выход. В это время у цыган появились деньги, что сразу отразилось на наряде цыганок. Они стали вплетать в волосы золотые монетки и украшать шею монистами. Монистами украшали себя только замужние женщины, молодые девушки могли позволить себе носить лишь одну монетку на шее.

Кстати, кэлдэрарки впервые увидели оборку на юбке у испанских цыганок и сразу же ввели ее в свой костюм. Правда, испанские цыганки предпочитали делать несколько тонких оборочек, а кэлдэрарки пришивали одну широкую. Красивый расширяющийся книзу рукав был тоже позаимствован у испанских цыганок.

Мужской костюм котляров тоже был достаточно интересным. Видно, что на него оказал большое влияние венгерский национальный костюм. Куртка с большими серебряными пуговицами, жилетка и штаны украшены красивыми аппликациями, высокие сапоги, головной убор, кожаный пояс. Также к костюму прилагался платок, прикрепленный для красоты к пиджаку, посох и трубка.

4. Последний период развития цыганского костюма. XX век практически полностью уничтожил все национальные костюмы, оставив им место на сцене, в музеях и частных коллекциях.

Яркие краски и блеск, странствия и песня гитары, — такое романтическое представление рисуется в нашем воображении, когда речь заходит о цыганском стиле в одежде. Весь образ цыган пронизан духом свободы, страсти и богатством красок.

Поэтому цыганский стиль так любим многими дизайнерами, а цыганские мотивы регулярно появляются на многих подиумах. Не стал исключением и нынешний сезон, из этнических стилей дизайнеры ориентировались именно на него, мода вновь обратилась к насыщенной истории и культуре кочевого народа Рома.


История цыганского стиля

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, это связанно, прежде всего, с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать цыганам частицы из разных народных культур. Главными ремеслами этого народа всегда были коневодство и торговля, одежда шилась из недорогих материалов, приобретенных на рынке. Однако цыгане запросто могли себе позволить яркие расцветки и ткани, опять же благодаря странствиям, о которых многие могли только мечтать.


Исконно цыганские наряды со множеством воланов и украшений, их свободолюбивый дух издревна интересовал и привлекал народ, заимствуя их манеру одеваться в пышные юбки, красочные шали и украшать себя множеством бус.

Завлекая богатством касок и узоров, звоном украшений, мистичностью и страстностью характера, цыганский стиль одежды завоевал и сердца многих модельеров, которые дали ему название джипси-стиль.


Впервые цыганский стиль (Джипси) поднялся на подиум в 1976 году благодаря Ив Сен-Лорану, вдохновленному образом роковой Кармен.

Затем к использованию цыганских мотивов стали прибегать и другие дизайнеры и модные дома, среди которых Fisico, Emillio Pucci, Luisa Beccaria, Custo Barcelona и т.д. В этом году о «цыганщине» вспомнили марки Valentino, Roberto Cavalli, Celine, Marni, Lanvin и Stella McCartney.


Особенности цыганского стиля

Цыганский стиль в одежде представляет собой синтез комфорта, женственности и буйства красок. Рассмотрим основные элементы цыганского наряда, будоражащие умы модниц и модников по сей день. Женская одежда в цыганском стиле представлена юбками, блузками, жилетами, платками и обилием украшений.

Юбка

Один из самых главных элементов цыганского одеяния – это длинная пышная яркая юбка из легкого материала, очень свободная и широкая, не стесняющая движений. Она может быть сшита из одной ткани, а может сочетать в себе несколько полос разных тканей, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Объемная цыганская юбка – это основа, вещь, которая поможет воплотить джипси-стиль.


Блузка

Как и юбка, блузка в цыганском стиле имеет множество воланов и рюш, такая же яркая, красочная, свободная и удобная в носке. Обязательное условие такой блузки – это V-образный вырез и особенный крой рукава, который сильно расклешен от локтя.


Платок

Обязательный атрибут цыганского костюма – это расписной платок, который может быть повязан на голову, на талию или небрежно накинут на плечи. Подойдет как узорный платок с бахромой, так и палантин. Материал, цвет или рисунок не имеют значения. Эта деталь ярко подчеркнет принадлежность цыганскому стилю.


Жилет

В прохладную погоду цыгане утеплялись, надевая жилет. Он мог быть выполнен из кожи, меха, гобелена, украшенный различными узорами и причудливыми рисунками, как и все остальные предметы гардероба в цыганском стиле. Такой жилет – это отличный вариант для холода и ветра.


Обувь

Как правило, цыганок изображают босыми, однако ходить так невозможно. Обувь может быть практически любой от простых и невзрачных бежевых балеток до ярких тапочек, изобилующих всяческими цветными лентами, веревками, бусами и ремешками. Главное правило в выборе обуви – это комфорт и женственность.

Сумки

Сумки лучше выбирать большие и мешковатые, одинаково хорошо подойдут как кожаные, так тканевые и вязанные, можно использовать и яркие, пестрящие различными диковинными орнаментами, а можно однотонные.


Аксессуары

Одна из характерных черт джипси-стиля – это изобилие украшений: множество бус и браслетов, крупные серьги обязательны при создании цыганского образа. Они, как и все остальное, могут быть выполнены из различных материалов, которые совершенно не сочетаются между собой. Нередко цыгане изображаются с цветами в волосах.


Мужская одежда в цыганском стиле

В мужском варианте одежды цыганский стиль, как правило, представлен яркими цветными рубашками, жилетками, широкими шароварами и шляпами. Нередко цыгане тоже носили украшения, например, серьгу в ухе. В этом прослеживается близость тенденции пиратского стиля.


Образ в цыганском стиле

Создать образ в цыганском стиле несложно, для этого не обязательно полностью примерять народный костюм свободных кочевников, достаточно надеть одну-две вещи, а остальные позаимствовать из повседневного базового гардероба.


Например, можно примерить цыганскую юбку с обычной белой футболкой, дополнив образ украшениями. Или наоборот, надеть блузку платок и джинсы, опять же используя декор. Очень роскошно смотрятся платья, выполненные по прообразу цыганских нарядов.


В женском цыганском стиле вещи и одежда не обязательно должны сочетаться по цвету, что дает большую свободу воображению и возможность экспериментировать, этому направлению чуждо понятие баланса. Как уже говорилось выше, главные условия – это удобство в носке и женственность.


Страстность натуры, свободолюбие и загадочность цыган всегда привлекала людей, а игра красок и блеск цыганского стиля в одежде прельщает и заманивает модниц всего мира. Цыганский стиль – это чувство легкости и свободы, которых иногда так не достает в повседневной жизни. Но если вы все-таки решили что он для вас слишком экстравагантный, то советую почитать о более традиционном, но также , или о вообще .


Костюм - неотъемлемый этнический элемент цыган - одного из самых загадочных народов мира. Цыган можно узнать издалека именно по одежде: широкие цветастые юбки, яркие рубахи, золотые украшения привлекают внимание красотой и размахом.

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, и связано это главным образом с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать цыганам частицы из культур разных народов мира.

Цыгане - это древний народ родом из Индии, где, по преданиям, он был одной из низших каст . Этим объяснялась первоначальная бедность их одежды и образовавшаяся со временем мания ко всему дорогому и блестящему.

Цыганская одежда прошла в историческом развитии четыре этапа:

Характерные черты цыганского костюма

Рассмотрим подробнее какие цыганские костюмы бывают.

Мужчины

Мужской костюм в прошлом и настоящем имеет существенные отличия. Раньше характерными чертами наряда были высокие расшитые сапоги с широким голенищем и заправленные в них брюки и красная широкая рубаха навыпуск. На самом же деле рубаха могла быть разных цветов, и даже цветастой, но всегда из красивой, слегка блестящей ткани . Поверх неё надевалась узорчатая жилетка или курточка. Орнаменты на неё приклеивались сверху или вышивались прямо на ткани.

Штаны было принято подпоясать широким поясом из кожи, который украшался бисером и крупными бусинами, бляшкой из металла или золота. Существенное влияние на этот вариант костюма оказала венгерская национальная одежда.

Современный мужской цыганский костюм уже не отличается вычурностью, но может сохранять в себе некоторые элементы, например, сапоги или рубаху. Однако он больше приближен к повседневному городскому костюму.

Женщины

В отличие от мужской одежды, женская сохранила свою самобытность по настоящее время. Основой цыганского костюма является юбка длиной практически до пола . Дело в том, что нижняя половина тела цыганки с давних времён считалась «скверной», «нечистой», поэтому всегда должна быть скрыта. К кофточке или блузке особых требований не предъявлялось и не предъявляется. Глубокие вырезы и открытые плечи не являются табу для цыганок, так как считается, что это отображает их женское начало.

Голову замужней цыганки покрывает дикло - треугольная косынка. Прежде чем надеть её, концы закручиваются, а только потом завязываются на затылке. Праздничные головные уборы могут быть украшены бахромой, бусинами или бисером. Массивные золотые украшения также являются неотъемлемой частью образа. Элементом костюма может быть платок-шаль из шёлка или шерсти.

Цветовое оформление нарядов разнообразно: предпочтение отдаётся ярким оттенкам и богатству орнамента. Незамужним девушкам запрещается носить одежду жёлтого цвета, а однотонный чёрный и вовсе предпочтительно не использовать .

Ребёнка

Внешний вид цыганят - уменьшенная копия взрослых костюмов. Но только по праздничным событиям девочек и мальчиков могут облачить в длинную юбку или красивую рубаху. Сейчас в повседневной жизни детей одевают в обычную современную одежду . Младенцев часто просто закутывают в мягкие ткани и носят голым, а более взрослые детишки обычно носят свободные платья и штанишки-шаровары.

Современная цыганская юбка

Сейчас яркие и пышные цыганские юбки используются танцевальными коллективами, актёрами, на маскарадах и праздниках для создания образа. Кроме того, более скромные варианты прекрасно вписываются в этно, бохо, хиппи и кэжуал стили, если выполнены из нейтральной ткани.

Из чего шьют?

Современную цыганскую юбку нужно сшить из лёгкой, летящей ткани, которая хорошо драпируется. Ткань не должна много весить, иначе при танце или ходьбе не получатся красивые воланы и оборки, юбка не будет «играть», если в ней исполняется традиционный цыганский танец . Для этих целей лучше всего подойдут следующие материалы:

Расцветка ткани может быть разнообразной. Для сценического костюма лучше использовать яркий материал с крупными узорами или цветами. Геометрический принт для наряда не подойдёт.

Если юбка в цыганском стиле шьётся для повседневной носки, то можно выбрать приглушённые оттенки без лишних украшений.

Особенности фасонов

  1. Модель цыганской юбки - длинная и широкая, чаще всего шьётся по выкройке «солнца», причём двойного или 2,5;
  2. оборка понизу - обязательный элемент театрального или танцевального костюма. Она может быть скроена по косой линии (тогда образуются шикарные воланы) или просто присборена;
  3. обыграть современный этнический образ можно при помощи многоярусной юбки;
  4. в традиционном костюме запах не применяется, но если изделие предназначено для повседневной носки, то можно дополнить её такой деталью;
  5. длина зависит от целей и может варьироваться от щиколотки до пола;
  6. юбку следует посадить на средней ширины пояс, чтобы она не сползала при движении. Можно использовать резинку или молнию. Чтобы пояс был жёсткий, то с обратной стороны его необходимо подклеить флизелином;
  7. подкладка шьётся из однотонного лёгкого материала в цвет основного изделия.

Традиционный костюм этнографической группы цыган-кэлдэраров исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды.
Мужской традиционный костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкой. На его формирование оказала влияние венгерская национальная одежда . Мужской цыганский костюм к настоящему времени давно уже утратил этнический колорит и ничем не отличается от современного городского костюма. Но многие еще вспоминают о мужских цыганских поясах, кожаных или тканых, вышитых бисером, иногда украшенных металлическими или золотыми бляшками, сапогах с высокими голенищами, широких рубахах навыпуск.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается. К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.
Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала.
Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.
Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Эти жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари еще можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы. Поверх кос надевается косынка дикло - традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручиваются. Праздничные дикло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а в прошлом к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты.
Традиционными для цыганских женщин считаются украшения из золота.
В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Будучи необходимой деталью костюма, он выполнял и другие функции. Из широкого платка могли устроить небольшую палатку для рожающей женщины, в большой шерстяной платок пеленали новорожденного.
В цветовом решении костюма предпочтение отдается ярким расцветкам, богато орнаментированным цветовым узорам. До настоящего времени существуют и определенные цветовые запреты. Молодухе, недавно вышедшей замуж, до года не разрешается носить одежду желтого цвета. Нежелательным для женского костюма считается и черный цвет.
Несколько отличался традиционный костюм невесты. Раньше традиционный цыганский костюм у невесты лишь дополнялся венком из восковых белых цветов с фатой, к венку часто прикрепляли разноцветные ленты и цветы из бантов. Сегодня цыганскую невесту, так же как и у всех невест, одевают в белое платье с фатой.
Женский костюм молдавских цыган продолжает сохранять традиционный вид. Женщин именно этой группы цыган и сегодня можно отличить по костюму от русских цыган и др. До настоящего времени традиционный костюм изготавливается самими цыганками, часть вещей, как и раньше, шьется на руках. Однако его сегодня носят лишь замужние женщины. Девушкам разрешается носить обычную одежду.