Стрессовое собеседование: когда применяется и примеры вопросов на стрессоустойчивость. Вопросы на стрессоустойчивость на собеседовании Ключ к тесту на стрессоустойчивость Холмса и Раге

Термин «стресс-интервью» при приеме на работу или «стрессовое интервью» появился в органах безопасности в середине прошлого века, как способ проверки компетентности кадров.

Безусловно, работники военных и ведомственных заведений должны были демонстрировать холодность и идеальную собранность в работе.

Сегодня со стресс-собеседованием сталкиваются далеко не шпионы и разведчики, а обычные сотрудники, которые будут в ходе работы часто поставлены в стрессовую ситуацию.

Проходить такой вариант собеседования может по-разному: как правило, речь идет о категоричных и порой даже жестких вопросах, об использовании методов психологического давления, о постановке кандидата в непривычную и неудобную ситуацию.

В редких случаях кадровые работники помимо слов действуют: бывают прецеденты с вылитым на костюм «случайным образом» стаканом воды и т.д. Делается все это не для того, чтобы унизить кандидата, а чтобы увидеть его естественные реакции в состоянии стресса.

Если в обычной ситуации многим свойственно иметь «холодную голову» и сдержанность, то реакция на неожиданности или давление у всех разная. Именно в этой реакции и заинтересован HR-специалист. Говоря простым языком, он хочет увидеть истинное лицо соискателя.

Кто в зоне риска?

Если вашей работой будет разбор бумаг, то никто не станет ставить вас в стрессовое положение.

Для тех же, кто претендует на вакансии, связанные с общением с людьми и осуществлением постоянной, причем часто несистемной, коммуникации, HR-специалист обязательно приготовит стрессовый опрос.

В эту группу попадают секретари и офис-менеджеры компаний, менеджеры по продажам и PR-специалисты; сами HR-специалисты, журналисты, руководители отделов, операторы call-центров, страховые агенты.

Также обязательно эту процедуру проходят личные помощники начальников. То есть если от вас при приеме на работу требуют стрессоустойчивости, будьте уверены, что ее проверят на стрессовом интервью.

Как это выглядит?

Может возникнуть картинка с наставленной на вас лампой. Нет, такого, конечно, не происходит.

Обычно прием на работу проходит привычным образом: просят заполнить бумаги, начинают обычное интервью с базовыми вопросами по вашему резюме и опыту работы.

Стрессовая часть может начаться на любом из ваших ответов:


Теперь, когда в немного больше узнали о стресс-интервью, примеры вопросов — следующая по важности тема, которую мы разберем в секции ниже.

Стрессовое собеседование: примеры вопросов

Вопросы на стрессоустойчивость на собеседовании делятся на блоки: это может быть просьба представить себя в неприятной ситуации, резкие личные вопросы, а также логические вопросы.


Что это дает?

Сотрудник проверяется на практике – в резюме и на собеседовании почти любой способен показать себя с лучшей стороны, аккуратно отвечая на вопросы кадрового работника и говоря то, что требуется. В ситуации стрессового интервью подготовиться не получится – здесь виден характер.

Один человек при резких вопросах замкнется, другой агрессивно начнет реагировать, третий расплачется, четвертый – хлопнет дверью. И лишь немногие «войдут в раж» и будут ловко парировать или останутся идеально спокойными и рассудительными.

Именно такие люди, способные к импровизации и сохранению холодного рассудка и нужны в компаниях, которые устраивают подобные конкурсы. Проведя с человеком до получаса, кадровик будет знать о нем столько же, сколько бы узнал за недели или месяцы работы.

То есть стрессовое интервью – это быстрый способ оценить качества соискателя, его психотип и характер, а также соответствие его образу мысли философии компании.

Эффективно ли?

Здесь надо понимать, что ответ зависит от методов.

Если задаются неудобные, но корректные вопросы, то да, все эффективно, и кандидат не захочет сбежать от вас, если вам понравится.

Если вы задавали неожиданные вопросы на эрудицию, и человек блестяще справился, то вы получаете компетентного и стрессоустойчивого сотрудника.

Если вы используете личностный прессинг, выливаете воду, некорректно себя ведете, то человек не просто может уйти, но и рассказать о вашей компании много неприятного. Поэтому мера и общие человеческие законы приличия – залог успеха.

Стресс-интервью – быстрый, динамичный и несложный в исполнении метод приема на работу. Основной смысл стрессового собеседования заключается в том, чтобы из всех кандидатов выделить тех, кто лучше всего справится с возможными проблемами на работе. Однако необходимо помнить о такте и не переходить границ, чтобы от вас не сбежали и те, что вам приглянулся.

Рад приветствовать вас, дорогой друг!

Слово “стрессоустойчивость” встречается в описаниях вакансий довольно часто. Особенно в компаниях, где тупость и беспросветный бардак стали повседневной нормой. Соответственно, мы можем ожидать вопросы на собеседовании на стрессоустойчивость. Резонно, не так ли?)

Вначале давайте разберемся с термином. Применительно к нашей теме, стрессоустойчивость — способность спокойно реагировать на стрессор ы в виде неудобных вопросов. Без всплесков негативных эмоций, влияющих на себя и окружающих.

Следствие негативных эмоций — раздражение, недовольство, возмущение, гнев, неуместная ирония. Или наоборот — ступор, зажатость, растерянность.

Ключевое слово здесь — спокойно. Спокойствие, самообладание и уважительный тон — это все, что необходимо. Не так уж и много, правда?

Вопросы могут быть , принимать форму манипуляций, кейсов или даже наездов. С соответствующей интонацией.

Например:

Извините, но я ничего не понял! Поясните?

Похоже, Вы мало этим занимались?

Оценивается реакция на критику.

Одно время задавали такой вопрос: «Вы ноги вытерли, когда входили?» .

Будете смеяться, но многие отвечают: “Конечно !”. Хотя никакого коврика перед входом нет и в помине.

«Какие фрукты вы любите?»,

«Почему вы не замужем?»,

“И с такой внешностью вы претендуете на должность?

Перечень можно продолжать до бесконечности.


К генеральному директору заходит соискатель.

Директор: “У меня только десять минут! Мы о вас и так многое знаем. Для меня все понятно”.

“Да-да, конечно…” - Соискатель заметно занервничал...

После собеседования, генеральный сказал:

«Почему так жестко? Мы ищем кандидата на должность директора по производству. Я хочу знать, с кем придется работать. Заметил, как он замельтешил? Руководители цехов его заклюют напрочь. Все проблемы придется решать мне ».

Ну как, напугались?

Я нарочно решил нагнать немного страхов, чтобы потом их развеять. Для пущего эффекта.)

Без паники

На самом деле все проще гораздо.

  • стрессогенные вопросы задаются реже, чем принято считать
  • откровенное хамство встречается крайне редко
  • отвечать на стрессогенные вопросы легче, чем на многие другие


Фокус в том, что содержание ответа на стрессогенный вопрос имеет меньшее значение, чем ваша реакция и форма ответа. Большинство из них не имеют правильного или неправильного ответа.

А это значит — можно использовать несложную схему подготовки и считать, что дело в шляпе.

Поехали:

Что нужно сделать?

1. Правильно настроиться

Проблема многих соискателей в том, что они настраиваются на собеседование, как на поединок. Или как на экзамен, где он в роли студента. Это принципиально неправильный настрой, который приводит к зажатости, нервозности.

Или наоборот, пытаются предстать в роли в непроницаемой броне. Пример правильного настроя — в статье

Не вижу большого смысла пытаться угадать вопросы перед собеседованием. Вероятность того, что вам зададут один из тех вопросов, которые мы рассмотрели, — почти нулевая. Гадание на кофейной гуще — не наш метод.

Гораздо важнее в принципе понять как отвечать на такие вопросы. Чем мы с вами и занимаемся.

2. Принять правила игры

Рекрутер или руководитель задает неудобные вопросы не потому, что он нехороший человек, “редиска”. Он должен понять, с кем имеет дело. Это тест на вашу эмоциональную зрелость. Эмоциональная игра, в которую важно правильно сыграть.

3. Научиться распознавать стрессогенные вопросы

Важно постоянно контролировать свое состояние. Если в ответ на вопрос возникает негативная эмоция, например раздражение, — отметьте про себя: «Ага, это раунд эмоционального тестирования. Сыграем его спокойно ”.

Само осознание эмоции воспрепятствует их лавинообразному нарастанию. Когда эмоции начинают — может быть поздно, вы начнете просто тупить или агрессировать.

4. Следовать схеме ответа

В ответ на „стрессовые“ вопросы НЕ следует:

  • Игнорировать заданный вопрос
  • Суетиться, оправдываться
  • Возмущаться и спорить

Конечно, всегда можно встать и уйти. Но дать стрекача — совсем не та стратегия, которая приближает нас к работе).

Мы уже решили, что “стрессовые” вопросы - это не оскорбление. Это тестирование нас на эмоциональную зрелость.


Базовая техника для ответа — конструктив.

Спокойно отвечайте по схеме:

  1. Выслушать собеседника, не перебивая.
  2. Позитивный вербальный сигнал- легкий кивок, улыбка кончиками губ (только не ухмылка и не смех)
  3. Пауза 3-5 сек
  4. Ответ. Простым и понятным языком. Не мудрствуя лукаво. Чем проще, тем лучше.

Техники противодействия

Применять или не применять техники противодействия — решать придется вам самим. Это зависит от впечатления, которое вы хотите произвести и стиля общения, который вам комфортен по жизни.

Если вы — человек с которым следует общаться на равных, как там у Высоцкого “такого не обшаришь...” — тогда вперед:

1. Игра в туман

В некотором смысле психологическое айкидо. Подробнее


2. Бесконечное уточнение

Вы уточняете вопрос. Или задаете несколько уточняющих вопросов.

Пример:

И с такой внешностью вы претендуете на должность?»

Вы отвечаете: “Простите, Иван Иванович, — с какой внешностью? Внешность и должность как-то взаимосвязаны? А какая внешность подходит? Уши это часть внешности? А обувь, одежда? Кто нибудь уже был с идеальной внешностью?”

Или: “Почему вы не замужем?”

Вы: "Простите, как это связано с предметом разговора?”. Или: “Иван Иванович, я считала, что наша встреча по другому поводу”

Будьте внимательны. Уточняющие вопросы важно задавать доброжелательно, без всякой иронии или раздражения.

Смысл техники уточнения в следующем: встречая легкое сопротивление, провокационный настрой собеседника обычно спадает. «Завести» вас не получается. Загнать в прострацию - и подавно. Тогда какой смысл тратить время и отвечать к тому же на встречные вопросы?

3. Пауза

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Стрессоустойчивость - это совокупность качеств личности, которые помогают переносить интеллектуальные, волевые, эмоциональные и любые другие стрессы без вредных последствий для обычной деятельности или самочувствия. При этом высокий показатель стрессоустойчивости обычно говорит и о черствости, что не лучшим образом влияет на жизнь человека. Если вы не знаете, насколько высок этот показатель в вашем случае, стоит пройти тест на определение стрессоустойчивости, который позволит вам понять, насколько крепка ваша психика.

Тест на стрессоустойчивость

Методика определения стрессоустойчивости позволяет понять. Насколько вы готовы к деятельности, связанной со стрессами, и не требуется ли вам предпринимать меры по ее развитию (это достигается путем посещения тренингов и т.д.). В наше время оценка стрессоустойчивости нередко проводится при приеме на работу, поскольку многие специальности требуют высокой степени нервного напряжения.

Предлагаем простую диагностику стрессоустойчивости, которая позволит выявить ваш уровень раздражительности и способности к самоконтролю. В данном случае на любой вопрос вам предлагается три одинаковый варианта ответов:

  • "да, безусловно"- 3 балла;
  • "да, но не очень" - 1;
  • "нет, ни в коем случае" - 0.

По окончанию ответов суммируйте баллы. Главное – будьте честны сами с собой, ведь это - тест самооценки стрессоустойчивости, и ваша искренность в данном случае очень важна.

Вопросы:

  1. Раздражает ли вас смятая страница в газете, на которой напечатана интересная для вас статья?
  2. Вызывает ли неприязнь женщина "в летах", которая одета как молодая девушка?
  3. Неприятна ли вам чрезмерная близость собеседника при беседе?
  4. Вызывает ли раздражение женщина, которая курит в общественном месте или на улице?Раздражает ли вас человек, кашляющий в Вашу сторону?
  5. Испытываете ли вы неприязнь при виде человека, грызущего ногти?
  6. Испытываете ли вы раздражение, если кто-то смеется невпопад?
  7. Вас охватывает волна недовольства, когда некто учит вас жизни?
  8. Вы испытываете раздражение, если ваша вторая половина постоянно опаздывает?
  9. Вас раздражают люди в кинотеатре, которые постоянно вертятся и комментируют фильм?
  10. Вы крайне раздражаетесь, когда вам пересказывают сюжет книги, которую вы планируете прочесть?
  11. Вы внутренне негодуете, когда Вам дарят ненужные вещи?
  12. Вас раздражает громкий разговор или беседа по телефону в общественном транспорте?
  13. Вы испытываете неприязнь, ощущая у кого-то сильный запах духов?
  14. Вас раздражает человек, активно жестикулирующий во время разговора?
  15. Негодуете ли вы, когда люди вставляют в речь иноязычные слова?

Тест окончен, подсчитайте сумму полученных баллов, перед тем как проверить результаты стрессоустойчивости по тесту.

Усатов Иван Александрович,Студент 3 курса, направления подготовки 37.03.01 «Психология», ФГБОУ ВПО «Амурский Государственный Университет», г. Благовещенск[email protected]

Аннотация. Статья содержит авторскую методику на определение уровня стрессоустойчивости личности, приводится информация о стандартизации методики.Ключевые слова: психология, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, авторская методика.

В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях.Анализируя диагностическиеметодикипо вопросу стрессоустойчивости,можносделать вывод о том, что на сегодняшний день не разработана комплексная методика, позволяющая всесторонне оценить стрессоустойчивость, как качество личности, они лишь позволяют диагностировать проблемные стороны, оценить компоненты (ресурсы, факторы) стрессоустойчивости. С этой целью была разработана авторская методика, позволяющая определить уровень стрессоустойчивости личности. Методика может применяться у респондентов старше 18 лет, иных ограничений в применении методики нет.В даннойметодике под стрессоустойчивостью понимается понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .Стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),Б) эмоционального компонента эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,Д) информационного компонента профессиональной подготовленности, информированности и готовностиличности к выполнению тех или иных задач,Е) интеллектуального компонента оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которыеобеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. КитаевСмык, факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:1. Биологические особенности:А) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям , реакции людей на те или иные факторы среды на 30 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие устойчивы к нему.Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен какимлибо изменениям . В) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным .2.Личностные особенности:А) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот .Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером .В) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий .Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяетее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности . Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности .3.Факторы социальной среды:А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя) .Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения . 4.Когнитивные факторы:А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условнорефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки .Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации . Таким образом, методика учитываетвсе перечисленные компоненты.

«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».Таблица 1 Стимульный материал методики№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.

2Я не терплю критики в свой адрес.

3Я переживаю за качество выполняемой мной работы.

4Я страдаю бессонницей.

5Я думаю, что люди меня недооценивают.

6Я раздражаюсь по пустякам.

7Я стараюсь быть первым во всем.

8Я настроен агрессивно.

9У меня недостаточно свободного времени.

10Я болезненно переживаю неприятности.

11У меня возникают конфликтные ситуации.

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.

13Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.

14Я не могу сосредоточиться.

15Я смеюсь.

16Я чувствую себя беспомощным.

17Неожиданные события выводят меня из себя.

18Я испытываю внутреннее беспокойство.

19Я нервозен.

20Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.

21Я ощущаю слабость во всем теле.

22Мне тяжело скрыть раздражение.

23Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.

24Я занимаюсь спортом.

25Я бываю вполне счастлив.

26Я планирую свою жизнь.

27Меня одолевают страхи.

28Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.

29Бывает, что я говорю неправду.

30Я чувствую неуверенность в себе.

31Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.

32Я завожу новые знакомства.

33Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.

34Я испытываю головные боли.

35Я нерационально питаюсь.

36Я бываю доволен.

37Я позитивно смотрю в будущее.

38Я боюсь перемен.

Обработка данных.Перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи.Шкала лжи ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29. Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества.Следует провести повторное тестирование через некоторое время.

Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.Таблица 2«Ключ» к тесту на определение уровня стрессоустойчивости личности

№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.2102Я не терплю критики в свой адрес.2103Я переживаюза качество выполняемой мной работы.2104Я страдаю бессонницей.2105Я думаю, что люди меня недооценивают.2106Я раздражаюсь по пустякам.2107Я стараюсь быть первым во всем.0128Я настроен агрессивно.2109У меня недостаточно свободного времени.21010Я болезненно переживаю неприятности.21011У меня возникают конфликтные ситуации.21

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.01213Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.21014Я не могу сосредоточиться.21015Я смеюсь.01

16Я чувствую себя беспомощным.21017Неожиданные события выводят меня из себя.21018Я испытываю внутреннее беспокойство.21019Я нервозен.21020Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.01

21Я ощущаю слабость во всем теле.21022Мне тяжело скрыть раздражение.21023Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.21024Я занимаюсь спортом.01225Я бываю вполне счастлив.01226Я планирую свою жизнь.01

27Меня одолевают страхи.21028Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.21029Бывает, что я говорю неправду.21

30Я чувствую неуверенность в себе.21031Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.21032Я завожу новые знакомства.01233Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.21034Я испытываю головные боли.21035Я нерационально питаюсь.21036Я бываю доволен.01237Я позитивно смотрю в будущее.01238Я боюсь перемен.210Интерпретация результатов.Интерпретация результатов проводится в соответствиис набранным количеством баллов.Если вы набрали 0 11 баллов вы обладаете высоким уровнем стрессоустойчивости. Вы четко определяете цели и пути их достижения, умеете и стремитесь рационально распределять время, можете долгое время работать с большим напряжением сил. Неожиданности, как правило, не выбивают вас из колеи. Круг ваших интересов достаточно широк.Если вы набрали 12 23 балла ваш уровень стрессоустойчивости выше среднего. Вы уверены в себе, сильные потрясения воспринимаете как урок в жизни и включаете механизмы самооценки и значимости, умеете проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние. Если вы набрали 24 44 балла вы обладаете средним уровнем стрессоустойчивости. Ваш уровень стрессоустойчивости соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Стрессоустойчивость снижается с увеличениемстрессовых ситуацийв вашей жизни. Если вы набрали 45 56 баллов ваш уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У вас проявляются цепные реакции физических и умственно психических нарушений, и Вы вынуждены часть своих ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Вам следует скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса.Если вы набрали более 57 баллов вы обладаете низким уровнем стрессоустойчивости. Вы очень уязвимы для стресса, очень чувствительны к нагрузкам, поэтому Вы вынуждены большую часть своих ресурсов тратить на борьбу со стрессом. Для вас характерно стремление к конкуренции, достижению цели, обычно вы не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинаете рваться к новой цели. Вы часто проявляете агрессивность, нетерпеливость, отстраненность. Вам следует предпринять какието целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Информация о стандартизации методики.Стандартизация методики проводилась на 50 испытуемых: 28 женщин в возрасте 18 56 лет; 22 мужчины в возрасте 19 53 лет. Профессиональная и территориальная принадлежность испытуемых не учитывалась.Процедура исследования: испытуемым было необходимо ответить на все вопросы теста, затемподсчитать полученные результаты, а потом определить уровень стрессоустойчивости. Первое исследование проведено 11.11.2015, 2 исследование(ретест)проведено 3.12.2015, диагностика по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» проведена 16.11.2015. Полученные результаты по данной методике не отличаются от нормального закона распределения (так как по критерию Колмогорова Смирнова Лиллиефорса K S = 0,08; р
это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.Гипотезы:Н0: Корреляционная связь между методиками статистически не значима.Н1: Корреляционная связь между методиками статистически значима.Полученные результаты: rs= 0,665, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между методиками «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»и«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» есть, статистически значима, связь прямая и умеренная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест измеряет ту же сферу, то же явление, что и эталонная методика. Это свидетельствуют о теоретической обоснованности методики, то есть «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает конструктной валидностью.Для проверки надежности измерительного инструмента использовался метод ретестовой надежности. Испытуемым 3.12.2015, через 3 недели после первого исследования (11.11.2015), был предъявлен тот же самый тест в тех же самых условиях, что и первоначальный. Для установления корреляционной связи между данными был использован статистический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Гипотезы:Н0: Корреляционной связи между 1 и 2 предъявлением методики нет.Н1: Корреляционная связь между 1 и 2 предъявлением методики есть.Полученные результаты: rs= 0,978, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между первым и вторым предъявлением теста на определение уровня стрессоустойчивости личностиесть, она статистически значима, она прямая и очень тесная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест обладает высокой надежностью, что свидетельствует о стабильности изучаемого признака.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что разработанная методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает достаточной валидностью, надежностью для использования в профессиональной деятельности, как для группового, так и для индивидуального использования с целью определения уровня стрессоустойчивости личности, и может использоваться как профессиональный диагностический инструмент наравне с другимиметодиками.

Ссылки на источники1.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. 3е изд. РнД.: Феникс, 1999. 512 с. 2.Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243246.3.КитаевСмык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. КитаевСмык. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.4.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. 256 с.5.Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Слово, 2002. С. 88 89.6.Милерян, Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов / Е.А. Милерян // Психология труда. М.: МеркурийПресс,2000.

С. 15 54.7.Човдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. Тюмень: Тюменская библиотека, 2005. 287 с.8.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.9.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук.соч.10.Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М., 1984. 200 с.11.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.12.Сиротин, О.А. Эмоциональная устойчивость / О.А. Сиротин. М., 1972. 11 с.13.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с.14.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук. соч.15.Куликов, Л.В. Психологическая устойчивость личности / Л.В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. С. 87 115.

Здравствуйте, дорогие читатели блога!

Я продолжаю тему стресса, начатую в предыдущей статье. На этот раз я предлагаю вам пройти простой тест на стрессоустойчивость с целью определить, насколько вы подвержены влиянию внешних раздражителей, это займет у вас всего пару минут. Этот тест я взял из книги Сергея Ключникова «Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций».

– это естественная реакция организма на возникшую опасность. Благодаря этому свойству человек способен практически мгновенно мобилизовать свои ресурсы с целью защиты или нападения.

Для того, что бы узнать есть у вас стресс или его у вас нет, я предлагаю взять лист бумаги и ручку. Ответить на следующие вопросы. Отвечайте быстро, так, как оно есть, будьте честны с собой! Правильных или не правильных ответов нет. Есть только ВАШИ ответы.

На каждый вопрос вы можете ответить:

  • «Да» или поставить «+», если такое у вас есть и очень часто;
  • «Нет» или «-», если у вас такого вообще нет;
  • «Иногда» или «0», если иногда, не часто, но бывает.

Тест «Подвержены ли вы стрессу»

  1. Часто ли у вас появляется чувство усталости?
  2. Чувствуете ли вы ухудшение способности сосредоточиться?
  3. Замечаете ли вы, что ваша память стала хуже?
  4. Есть ли у вас склонность к бессоннице?
  5. Часто ли вас беспокоят боли в области позвоночника?
  6. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  7. Есть ли у вас проблемы с аппетитом?
  8. Замечаете ли вы, что отдых не дает ожидаемого результата?
  9. Скучаете ли вы на работе?
  10. Легко ли вас вывести из себя?
  11. Замечаете ли вы за собой склонность к излишней суете?
  12. Часто ли вам хочется выпить спиртного? Просто так без праздника, без повода.
  13. Часто ли вы курите?
  14. Бывает ли так, что вам трудно завершить мысль?
  15. Часто ли вы перестаёте себе нравиться?
  16. Часто ли вам без видимой на то причины становиться тревожно?
  17. Часто ли вам не хочется видеть вообще никого?

Обработка результатов

Подсчитайте набранное вами количество баллов:

  • За ответ «Да» или «+» 2 балла;
  • За ответ «Иногда» или «0» 1 балл;
  • За ответ «Нет» или «-» 0 баллов.

От 0 до 5 баллов. Скорее всего, вы отнеслись к тесту поверхностно, не серьёзно, потому что такая неподверженность стрессам маловероятна. Возможно, что вы зашли на этот блог, что бы почитать .

От 0 до 10 баллов. Вам можно позавидовать! Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных, опасных ситуациях вы спокойны и рассудительны. Такое встречается редко. С вас надо брать пример!!!

От 10 до 25 баллов. Стрессы вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса средний. Это значит, что избавление от них не составит для вас особых трудностей.

От 25 до 34 баллов. Уровень стресса высокий! Вам стоит серьёзно задуматься о последствиях! Если вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем! Вам надо срочно изменить свою Жизнь!

Что делать? Немного теории

Итак, тест пройден, результаты известны. Если набрали более 25 баллов, то не переживайте, - вы не одиноки, такое наблюдается у очень многих людей. Некоторые даже и не подозревают, что стали жертвами этого разрушительного процесса, живут с таким «диагнозом» вот уже много лет, а может и десятков лет, и не поймут от, чего страдают. Но, а вы дорогие читатели, знаете и уже, наверное, задумались, как избавляться от последствий современного стресса. Да, именно от последствий!

Опасен не сам стресс, а его последствия

Почему именно последствия? Постараюсь объяснить. Давным-давно, лет еще сто назад, человек столкнувшись с опасностью, раздражением, неприятной неожиданностью испытывал особое чувство, мгновенною мобилизацию почти всех систем своего организма. В таком состоянии резко учащался пульс, повышалось давление, в кровь выделялся адреналин, происходило ещё несколько сотен физиологических изменений. Процессом мобилизации управляет так называемый «рептильный мозг» задача, которого не думать, а обеспечивать выживание организма.

Такое состояние канадский психофизиолог Ганс Селье назвал стрессом. В этом виде стресс помогал человеку либо напасть на опасность, либо убежать от неё. В любом случае как-то спастись. Возникшее напряжение и выделенная энергия позволяли многократно увеличить силы. Опасность побеждалась, энергия тратилась, напряжение спадало, и организм переходил в своё нормальное состояние. Рептильный мозг снимал всеобщую мобилизацию.

Время шло. Цивилизация развивалась, но защитный механизм остался и работает до сих пор. Изменилось лишь его влияние на организм человека. Сейчас при внешнем раздражении или опасности всё также повышается давление, в кровь выделяется адреналин, учащается пульс, напрягаются мышцы, - человек испытывает природный стресс. И что происходит сейчас? Современный этикет, правила хорошего тона, воспитание, а также трудовой, моральный, административный и уголовный кодексы не позволяют нападать, бить и убегать. В некоторых случаях убегать глупо и смешно.

В результате организм взвёлся, мобилизовался, напрягся, энергия выделилась. И нечего не произошло! Физической разрядки не последовало. Мышечное напряжение и повышенный адреналин так и остались в теле. А рептильный мозг требует действий, он думает, что опасность до сих пор не устранена и не даёт команды на «снятие» защиты. Такое состояние может продолжаться длительное время. Организм впустую тратит свои ресурсы на защиту от минувшей угрозы. Отсюда возникает непонятная усталость. Мышечное перенапряжение ведет к зажимам кровеносных сосудов, нарушая нормальное питание тканей, и это может вызвать некоторые заболевания; пережатые нервы приводят к болевым ощущениям.

Человек нервно реагирует на свалившуюся напасть, с которой он физически сделать ничего не может. В древности по такой напасти стукнули бы пару раз дубинкой и дело с концом. Всё пар выпущен! А в наше время нет, нельзя: закон и моральные устои общества не позволяют. Вот и приходиться только возмущаться и жаловаться на судьбу. Гнев, переживания, обиды накапливаются и со временем приводят к заниженной самооценке, чувству неполноценности, неудовлетворённости жизнью, хроническим болезням. Вот так стресс из защитника превратился в разрушителя.

Что с этим делать? Ответ простой: не накапливать в себе излишнее эмоциональное перенапряжение, переживания, гнев, раздражения. Стараться как можно скорее освобождаться от этого «добра». Способов очень много. О некоторых из них можно прочитать в моей статье . Но прочитать мало, - надо ежедневно применять на практике, только тогда будет результат.

Выводы

1. Знание основных признаков стресса позволит вам быстро распознать его и принять меры. Основные признаки стресса независимо от его причины таковы:

  • Постоянная усталость;
  • Бессонница;
  • Нехватка времени;
  • Невозможность сосредоточиться;
  • Невозможность принять решение;
  • Плохой или чрезмерный аппетит;
  • Повышенная раздражительность;
  • Недовольство собой;
  • Неуважение к себе;
  • Боли в спине, в области позвоночника;
  • Головные боли, головокружения;
  • Скачки давления;
  • Нервный тик;
  • Речевые затруднения;
  • Расстройство пищеварения;
  • Чувство беспомощности, безнадёжности;
  • Необоснованный страх, тревога;
  • Злоупотребление курением, алкоголем;
  • Потеря интереса к своему внешнему виду;
  • Сексуальные расстройства.

2. Как видите, стрессы могут вывести из строя все физиологические системы человека. Организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги и напряжения. Стресс - это мобилизация практически всех ресурсов. Он может вызвать не только новое заболевание, но и обострение уже имеющихся болезней. Влияя на работу всех систем организма, стресс изменяет всю вашу жизнь к худшему.